Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

17 декабря 2009 г.

Одобрено Сенатом Олий Мажлиса
СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

С чувством воодушевления и глубокого удовлетворения воспринял народ Узбекистана объявление Президентом наступающего года Годом гармонично развитого поколения. Впрочем, забота о молодежи, ее всестороннем развитии всегда находилась в центре государственной политики.

— Примером такой заботы вполне можно считать и одно из дополнений, вносимое в налоговое законодательство, —  говорит член Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономическим реформам Нодира КАРИМОВА, разъясняя Закон «О внесении изменений и дополнений  в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», одобренный на недавнем, двадцатом пленарном заседании верхней палаты парламента. — Это новшество касается налога на доходы физических лиц. В соответствии с ним вводятся дополнительные льготы. Например, средства, уплачиваемые  за обучение (свое или своих детей в возрасте до 26 лет) в высших учебных за­ведениях Республики Узбекистан, будут вычитываться из совокупного дохода, подлежащего налогообложению. ­Таким образом, освобождение от подоходного налога средств, направляемых на оплату контракта, станет существенной поддержкой для родителей и студентов в получении высшего образования. Это имеет большое значение в плане социальной защиты населения, и будет служить интеллектуальному росту молодежи.
А вообще, новый закон об изменениях в Налоговом кодексе напрямую связан с основными направлениями налогово-бюджетной политики государства. Налоги — это не только основной источник Государственного бюджета. Они являются фактором обеспечения устойчивости  экономики в рыночных условиях и стимулирования развития ее приоритетных отраслей.
— Какие новые нормы вносятся в Налоговый кодекс для совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов, создания удобств и облегчений налогоплательщикам — как физическим, так и юридическим лицам?
— В качестве примера можно взять изменение в статье 20. Оно определяет, что если аудиторские компании иностранных государств оказывают предпринимательские  услуги различным организациям на территории нашей страны более 183 дней, то налоги от такой деятельности будут уплачиваться  в бюджет Республики ­Узбекистан.
Кроме того, в целях обеспечения прямого действия Налогового кодекса вносятся изменения в статью 30. Они предусматривают, что льготы органами государственной власти  на местах будут предоставляться по единому порядку, определяемому ­Кабинетом Министров Республики  Узбекистан.

 Статья 132 дополняется ­частью, предусматривающей, что у некоммерческих организаций налогообложению подлежат только доходы в виде дивидендов, процентов и доходов от участия в совместной деятельности.
Поправки, вносимые в статью 143, направлены на конкретизацию расходов на оплату труда и приводятся в соответствие со статьями 172—175, определяющими  доходы в виде оплаты труда, начисляемые и выплачиваемые физическим лицам. А это позволит привести к  единообразию определения фонда оплаты труда в целях налогообложения.
— Ясно, какое большое значение в социально-экономическом развитии страны имеет своевременное и полное поступление налогов в государственную казну. По всей видимости, именно поэтому отдельные изменения в Кодексе и направлены на совершенствование налогового администрирования.
— Да, редакционным изменениям подверглась статья 62 «Меры принудительного взыскания налоговой ­задолженности». Так, отныне на обязательства физического лица — индивидуального предпринимателя, могут быть применены меры, которые ранее принимались только к юридическим лицам. К ним относится, например, выставление инкассовых поручений и взыскание налоговой задолженности через должников (дебиторов). Данная мера позволит своевременно и в полном объеме обеспечить исполнение налогового обязательства индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством рассматриваются как хозяйствующие субъекты. При этом сохраняется порядок, когда меры принудительного взыскания налоговой задолженности к физиче­ским лицам осуществляются исключительно в судебном порядке.
В Кодекс вводится ряд других новых норм, которые будут способствовать обеспечению своевременного применения мер по взысканию налоговой задолженности по отношению к плательщикам, уклоняющимся от исполнения налоговых обязательств. Например, статья 115 дополняется нормой об ответственности, преду­смотренной в отношении несвоевременной сдачи налоговой отчетности.
— В нашей повседневной жизни все шире стали применяться пластиковые карточки. Но встречаются и такие случаи, когда на местах не установлены или не работают терминалы, продавцы отказываются принимать платежи за товар пластиковыми карточками. Преду­сматривает ли Налоговый кодекс ответственность за подобные действия?
— Дополнения в статье 117 «Занятие деятельностью без лицензии и иных разрешительных документов» и статье 119 «Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам» предусматривают введение нормы о том, что размер финансовой санкции не может быть менее 50-кратного размера минимальной заработной платы, а также штрафных санкций за отказ от приема расчетов пластиковыми картами в размере 100 минимальных заработных плат, а за повторное нарушение в течение года — 200-кратного размера минимальной заработной платы.
— Что вы скажете о другом, также одобренном на двадцатом пленарном заседании Сената Законе
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового законодательства»?

— Основная его цель — приведение норм Кодекса об административной ответственности и Закона «О государственной налоговой службе» в соответствие с нормами Налогового кодекса.
Изменение, вносимое в статью 175 Кодекса об административной ответственности, предусматривает введение нормы, в соответствии с которой ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности отныне будет применяться независимо от наличия или отсутствия факта занижения суммы налога или других обязательных платежей, так как действовавшая до настоящего времени мера ответственности на практике была почти неприменимой. Ведь занижение суммы налогов и  других обязательных платежей определяется только по результатам налоговой проверки, а при несвоевременном представлении налоговой отчетности нет возможности определить начисленную сумму. 
А изменения в Законе «О государственной налоговой службе» вытекают из изменений в статье 96 Налогового кодекса. Она предоставляет налоговым органам право приостанавливать операции юридических лиц по счетам в банках в случае непредставления налоговой и (или) финансовой отчетности в течение 15 дней после истечения установленного срока сдачи, а также в случае отсутствия хозяйствующего субъекта по заявленному адресу.

УзА.
(Газета «Народное слово» 17 декабря 2009 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан