Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

29 августа 2008 г.

Информационное сообщение о пятнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

28 августа в Ташкенте открылось пятнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители государственных органов, деятельность которых имеет отношение к вопросам, включенным в повестку дня проводимого мероприятия.

Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса И. Собиров.

Свою работу сенаторы начали с рассмотрения вопроса «Об амнистии в связи с семнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан», внесенного в верхнюю палату парламента Президентом Республики Узбекистан, по которому было принято соответствующее постановление. В ходе рассмотрения данного вопроса отмечалось, что принятие акта об амнистии является еще одним ярким проявлением гуманности судебно-правовой системы, государственного и общественного устройства нашей страны.

Акт об амнистии направлен на освобождение от наказания осужденных женщин, лиц в возрасте до 18 лет, мужчин старше 60 лет, а также граждан иностранных государств, совершивших преступление впервые. На основании акта амнистии освобождаются от наказания инвалиды I и II групп, лица, больные туберкулезом, лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, впервые осужденные, если ими совершены не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления.

Сенат своим решением определил порядок применения постановления об амнистии, в котором устанавливается процедура судебного рассмотрения дел и материалов в отношении лиц, подлежащих освобождению от наказания по амнистии. При этом предусматривается активное участие сенаторов, депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов и региональных представителей Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека в осуществлении общественного контроля за применением акта об амнистии и обеспечением гласности.

Акт об амнистии предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на социальную адаптацию и защиту лиц, освобожденных от наказания, в частности, обеспечение полного их учета и трудоустройства, помещение одиноких, нуждающихся в помощи лиц в дома инвалидов и престарелых, передача несовершеннолетних под надзор родителей, органов опеки и попечительства, направление их в необходимых случаях в соответствующие образовательные учреждения.

Затем члены верхней палаты парламента рассмотрели ряд законов Республики Узбекистан, призванных сыграть важную роль в последовательном решении задач по дальнейшей демократизации и обновлению общества, реформированию и модернизации страны.

В их числе Закон Республики Узбекистан «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», принятый в соответствии с Государственной программой «Год социальной защиты», утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 января 2007 года. Сенаторами отмечалось, что закон направлен на осуществление социальной защиты граждан, обеспечение страхового возмещения в связи с причинением вреда жизни и здоровью работника, улучшение состояния охраны труда и условий труда, а также дальнейшее развитие системы социального страхования. Подчеркивалось, что данный правовой акт создаст прочную юридическую основу обеспечения государством законодательных гарантий для работающих граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оказания им материальной и социальной поддержки.

При рассмотрении Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», принятого во исполнение Программы развития рынка ценных бумаг на 2006-2007 гг., утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» от 27 сентября 2006г., отмечалось, что он направлен на укрепление защиты прав акционеров, активизацию и развитие всего фондового рынка страны.

Закон предусматривает повышение минимального размера уставного фонда закрытых акционерных обществ, совершенствование принципа корпоративного управления в части усиления подотчетности наблюдательного совета общему собранию акционеров и повышение активности и ответственности самих акционеров в управлении своим обществом.

Рассматривая Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан», направленный на дальнейшее углубление реформы судебно-правовой системы, сенаторы отметили, что его нормы восполняют пробел, имеющийся в действующем законодательстве в части реализации права лица, участвующего в деле, на обращение в суд с заявлением о принесении протеста в порядке надзора в случае его несогласия с вынесенными по делу судебными актами. Кодекс дополняется статьей 192-1, устанавливающей порядок обращения с заявлением, требования к форме и содержанию данного документа, предельный срок, исчисляемый со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого возможна подача подобного заявления, сроки его рассмотрения.

В ходе рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О внесении изменения в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан» сенаторами отмечалось, что вносимые в статью 49 кодекса изменения создают необходимые условия для обеспечения конституционных гарантий доступа граждан к квалифицированной юридической помощи.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого, подсудимого наряду с адвокатом могло участвовать любое лицо, в том числе не имеющее соответствующего юридического образования и лицензии на оказание юридических услуг. Данная норма не обеспечивала реализацию прав граждан на квалифицированную юридическую помощь. Внесенные в закон изменения устраняют имеющиеся пробелы, четко определяя перечень лиц, имеющих право участвовать в уголовном деле в качестве защитника. Так, предусматривается, что в качестве защитника в деле могут участвовать только адвокаты, т.е. лица, имеющие необходимые юридические знания и опыт работы в этой сфере. В отличие от действующего законодательства, близкие родственники или законные представители подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника только наряду с адвокатом.

Сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», предусматривающий дополнение Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности статьей 165, устанавливающей административную ответственность за занятие деятельностью, подлежащей обязательному лицензированию, без лицензии. В действующем законодательстве указанные деяния влекут уголовную ответственность, которая наступает только после применения административного взыскания за такие действия. В действующем же законодательстве административная ответственность предусмотрена лишь за три из более чем семидесяти видов лицензируемой деятельности (устройство и эксплуатация радиотрансляционного узла, прокат кино- и видеопродукции и перевозка пассажиров автомобильным транспортом).

В то же время, отсутствие общей нормы, регламентирующей административную ответственность за занятие без лицензии, не позволяет в должной мере использовать уголовно-правовые средства в борьбе с указанными правонарушениями. Вносимые в кодекс дополнения, как отмечалось в ходе заседания, будут способствовать укреплению правовых механизмов, обеспечивающих эффективное развитие производственной и торгово-экономической деятельности, надежной защите прав потребителей.

Затем сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Отмечалось, что он дополняет Уголовный кодекс Республики Узбекистан статьей 2411, устанавливающей уголовную ответственность должностного лица правоохранительных органов, в служебные обязанности которого входит прием, регистрация или рассмотрение заявлений, сообщений и иных сведений о преступлениях за умышленное укрытие преступления от учета. Другими изменениями, вносимыми в Уголовно-процессуальный кодекс, в подследственность органов внутренних дел от органов прокуратуры передано расследование ряда преступлений, предусмотренных пятьюдесятью статьями Уголовного кодекса. Как отмечалось сенаторами, эта законодательная мера будет способствовать оперативности, повышению качества расследования уголовных дел, позволит органам прокуратуры сосредоточиться на решении своей важнейшей задачи: защите прав и свобод человека, надзору за точным и неуклонным исполнением законов.

Ряд других изменений, внесенных в уголовно-процессуальное законодательство, направлены на обеспечение более четкой регламентации полномочий прокурора, органов следствия в ходе расследования уголовных дел, что, безусловно, будет способствовать надежной защите прав человека, участников уголовного процесса.

При рассмотрении Закона Республики Узбекистан «О музеях» сенаторами отмечалось, что он направлен на упорядочение деятельности музейных учреждений независимо от форм собственности, защиту и преумножение Национального музейного фонда.

Данный закон призван сыграть важную роль в сохранении, изучении и пропаганде исторического, культурного и духовного наследия нашего народа, в воспитании граждан, особенно молодого поколения, в духе патриотизма, преданности Родине и национальным традициям.

Рассматривая Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», сенаторы отметили, что вносимые законом изменения и дополнения неразрывно связаны с дальнейшей либерализацией уголовных наказаний.

Вносимые в часть первую статьи 1861 Уголовного кодекса Республики Узбекистан изменения устанавливают, что уголовная ответственность за незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции наступает только в случае, если действия совершены в значительном размере либо после применения административного взыскания.

В этой связи соответствующие изменения и дополнения внесены в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности. Он в частности дополняется статьей 1861 «Незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции», которая устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов правонарушения.

В целях либерализации уголовных наказаний из части второй и третьей статьи 85 «Лишение свободы» Уголовного кодекса Республики Узбекистан исключаются пункты, предусматривающие соответственно назначение наказания в виде лишения свободы до трех лет для лиц в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет, совершивших менее тяжкое преступление, и назначение наказания в виде лишения свободы до четырех лет для лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших менее тяжкое преступление.

Все рассмотренные правовые акты сенаторами были одобрены.

На этом первый день работы пятнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.

Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

УзА
(Газета «Народное слово» 29 августа 2008 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Дизайн сайта Аброр Мусахонов