Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

21 июня 2008 г.

Цель - развитие национальной авиационной отрасли. К XIV пленарному заседанию Сената Олий Мажлиса

Сегодня жители нашей независимой страны могут на отечественных воздушных лайнерах  прилететь комфортно и безопасно  почти
в любую точку планеты. Этому способствует динамичное развитие авиации Узбекистана, позволившее нашей стране занять прочное место на рынке международных воздушных перевозок, а также совершенствующаяся нормативно-правовая база в данной сфере.
На очередном пленарном заседании верхней палаты парламента планируется рассмотреть Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений  и дополнений  в Воздушный кодекс Республики Узбекистан». О сути этого правового акта корреспондент «Народного слова» беседует  с членом Сената
Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Азизом ТУРАЕВЫМ.

— Азиз Дамирович, какие нормативно-правовые акты регулируют отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Узбекистан? В связи с чем вносятся изменения в главный из этих документов — Воздушный кодекс?

— Пакет документов, регулирующих отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Узбекистан и деятельностью всех его пользователей, в том числе авиации на территории страны, содержит прежде всего Воздушный кодекс Республики Узбекистан, а также другие законодательные акты. В их числе Положение об использовании воздушного пространства Республики Узбекистан, Правила полетов гражданской и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Республики Узбекистан, Правила полетов государственной авиации в воздушном пространстве Республики Узбекистан.

Принятие закона, о котором идет речь, вызвано тем, что  не был разработан нормативно-правовой акт, который регламентировал бы основные правила полетов летательных аппаратов министерств, ведомств, предприятий и организаций, а также ино­странных пользователей, выполняющих полеты в  воздушном  пространстве нашего государства.  В связи с этим новым законом, в частности, вводится в Воздушный кодекс Республики Узбекистан положение «Основные  правила полетов авиации в воздушном  пространстве Республики Узбекистан», уточняется определение «аэродром», а также требования, предъявляемые к производству воздушных судов и иных летательных аппаратов и его сертификации.

— Как теперь будет осуществляться оформление документов, дающих право на эксплуатацию воздушных судов?

Действующим законодательством предусматривается, что  удостоверение (сертификат) о годности к полетам выдается владельцу воздушного судна.  Новым законом понятие «удостоверение (сертификат) о годности к полетам» заменяется на понятие «сертификат летной годности». Одновременно уточняется, что такой сертификат выдается не владельцу воздушного судна, а лицу, эксплуатирующему его (эксплуатанту). Сертификат летной годности воздушного судна, выданный иностранным государством, может быть признан действительным в Республике Узбекистан в порядке, установленном Авиационной администрацией нашей страны.

— Содержатся ли в новом законе нормы, касающиеся предоставления льгот и социальной защиты квалифицированным авиационным кадрам?

— С целью удержания квалифи­цированных авиационных специалистов, уменьшения текучести кадров, обеспечения их социальной за­щиты и создания им надлежащих условий труда и отдыха Воздушный кодекс Республики Узбекистан дополняется статьей  «Гарантии и льготы  авиационному  персоналу  гражданской авиации». Ею предусматривается, что предприятия гражданской авиации обеспечивают отдельные категории авиационного персонала форменной одеждой установленного образца и питанием при выполнении ими служебных обязанностей. Кроме того, предприятия гражданской авиации наделяются правом предоставления авиационному персоналу льготного проезда на эксплуатируемых воздушных судах.

Эта статья также устанавливает, что гарантии и льготы, предоставляемые авиационному персоналу и закрепленные в отраслевых соглашениях об оплате труда, обеспечиваются за счет средств предприятия гражданской авиации и не рассматриваются в качестве дохода физических лиц.

— Есть ли изменения и дополнения, касающиеся положений о международных перевозках пассажиров?

— В соответствии со Стандартами и   Рекомендуемой практикой  ИКАО международные перевозки мо­гут осуществляться только назначен­ными (уполномоченными) государ­ством перевозчиками. Учитывая это, новым законом предусматривается, что выполнение регулярных международных полетов на воздушных судах гражданской авиации Республики Узбекистан осуществляется перевозчиками, назначенными в порядке, установленном Авиационной администрацией Республики Узбекистан.

Что касается положений о документах, удостоверяющих договор перевозки пассажира и багажа, почты и груза, каковыми являются билет с багажной квитанцией, квитанция оплаты сверхнормативного багажа, почтовые либо грузовые накладные, то новый закон предусматривает наличие других видов перевозочных документов, оформляемых на бумажном носителе или в электронной форме. Одновременно полномочия Авиационной администрации по установлению формы документов передаются авиаперевозчикам. При этом правом установления формы почтовых перевозочных документов наделяется специально уполномоченный орган в области почтовой связи.

Изменения предусматривают и передачу авиаперевозчикам полномочий Авиационной администрации  по установлению правил построения и применения тарифов, оплаты сборов и продажи перевозок; конкретизируют, что перевозчик несет ответственность только за сохранность зарегистрированного багажа; предусматривают замену термина «коммерческий акт» на термин «акт о нарушении договора воздушной перевозки». Одновременно уточняется, что этот документ составляется авиаперевозчиком не только в случаях повреждения груза,  но и при его недостаче.

Изменения уточняют перечень лиц, имеющих право на предъявление претензии и иска  к авиаперевозчику. Помимо пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей это право предоставляется и их уполномоченным лицам.

Новый закон предусматривает внесение в Воздушный кодекс Республики Узбекистан и других изменений и дополнений. Все они в целом позволят в соответствии с международными нормами авиаперевозок увеличить число рейсов, расширить круг предоставляемых авиауслуг, интенсивнее развивать национальный туризм, а также обеспечить предоставление льгот и социальную защиту работникам этой отрасли.

УзА
(Газета «Народное слово» 21 июня 2008 года №121)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Дизайн сайта Аброр Мусахонов