Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

17 июня 2008 г.

Правовая охрана изобретений усиливается. К XIV пленарному заседанию Сената Олий Мажлиса

Одним из вопросов, которые намечается рассмотреть на очередном пленарном заседании верхней палаты парламента, является Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах». Что представляет собой этот правовой акт?
Об этом наша беседа с членом Комитета Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта Зокиржоном Зуннуновым.

— Зокиржон Рузиевич, на что направлен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»?

— Основная цель этого правового акта, принятого Законодательной палатой и направленного в Сенат для одобрения, — создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, стимулирование интенсификации экономики и сокращение первоначальных затрат разработчиков на получение правовой охраны патента на изобретение путем введения системы отложенной экспертизы заявок на его выдачу. Он состоит из двух статей. Помимо изменений редакционного характера, направленных на совершенствование текста этого закона, он дополняется рядом новых норм и статей.

Так, статьей «Условия патентоспособности» устанавливается, что объекту, заявленному в качестве изобретения, предоставляется правовая охрана, если он является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применим. Данная статья также содержит исчерпывающий перечень объектов, которые могут быть признаны изобретениями (устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, применение известных ранее устройств, способов, веществ, штаммов микроорганизмов по новому назначению). В настоящее время появляются такие разработки, которые не подпадают под формулировку объектов, охраняемых в качестве изобретений, то есть вообще не предусмотрены указанным перечнем (объекты генной инженерии, технические способы организации и управления и т.д.), что в свою очередь может повлечь нарушение права автора (соавторов) на такие изобретения. В целях устранения препятствий при предоставлении правовой охраны новым изобретениям вносимые изменения снимают существующие ограничения с перечня объектов, которым в качестве изобретений может быть предоставлена правовая охрана, а также вводят критерии, подчеркивающие технический характер изобретения. В связи с этим изменения уточняющего характера вносятся в статью «Нарушение исключительного права патентообладателя».

— Наверняка, в закон внесены и совершенно новые правовые нормы?

— Да, это так. Для скорейшегодоведения до заинтересованных лиц информации о новых технических достиженияхданный правовой акт дополняется новой статьей 211 «Публикация сведений о заявке на изобретение»,устанавливающей, что публикация сведений о заявке на изобретение осуществляетсяв официальном бюллетене по истечении восемнадцати месяцев с даты подачи заявки,принятой к рассмотрению. По ходатайству заявителя указанные сведения могут бытьопубликованы до истечения указанного срока. При этом предусматривается, чтолюбое лицо после публикации сведений о заявке на изобретение вправеознакомиться с документами этой заявки.

Существующая процедура экспертизы по существу предусматривает в качестве условия проведения такой экспертизы необходимость уплаты патентной пошлины, которая должна быть внесена в течение трех месяцев с даты отправления заявителю решения формальной экспертизы о принятии заявки на выдачу патента к рассмотрению. В случае неуплаты патентной пошлины в течение указанного срока заявка считается отозванной. Изменения в статье 23 разграничивают на две отдельные процедуры: проведение научно-технической экспертизы по существу заявки на изобретение и проведение научно-технической экспертизы по существу заявки на промышленный образец. В первом случае (изобретение) научно-техническая экспертиза может проводиться как по ходатайству заявителя, так и по ходатайству любого лица. При этом ходатайство о проведении научно-технической экспертизы по существу заявки на изобретение может быть подано при подаче самой заявки принятой к рассмотрению или в течение трех лет после этой процедуры. Таким образом, для заявителя открывается возможность проведения дополнительных маркетинговых исследований, а также оценки целесообразности дальнейшего патентования своей разработки. Кроме того, ему предоставляется отсрочка по уплате патентной пошлины на срок до трех лет, то есть на срок, который предусмотрен для подачи ходатайства о проведении научно-технической экспертизы по существу заявки на изобретение. Также определяется, что срок (три года) подачи ходатайства может быть продлен Патентным ведомством еще на два месяца. При этом обязательным условием является уплата патентной пошлины. В случаях непоступления ходатайства о проведении экспертизы и неуплаты патентной пошлины заявка на изобретение считается отозванной.

Иной порядок устанавливается для проведения научно-технической экспертизы по существу заявки на промышленный образец. Как и в действующей редакции, патентная пошлина должна быть уплачена в течение трех месяцев с даты отправления заявителю решения формальной экспертизы о принятии заявки на выдачу патента к рассмотрению. При нарушении указанного срока заявка на промышленный образец считается отозванной.

В связи с предоставляемой новой статьей 211 возможностью доступа любого лица к сущности изобретения, информация о котором публикуется в официальном бюллетене Патентного ведомства, а также введением трехлетнего срока подачи ходатайства на проведение научно-технической экспертизы по существу заявки на изобретение, Закон Республики Узбекистан «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» дополняется новой статьей 231 «Временная правовая охрана изобретения», которая для компенсации возможных потерь заявителя предоставляет временную правовую охрану заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке на изобретение до даты публикации сведений о государственной регистрации изобретения (выдаче патента). В частности, определяется, что лицо, использующее изобретение в период его временной правовой охраны, обязано по требованию патентообладателя выплатить последнему после получения патента на изобретение денежную компенсацию, размер которой определяется соглашением с патентообладателем. Компенсация не выплачивается лишь в тех случаях, когда временная правовая охрана считается ненаступившей. Например, если заявка на изобретение была отозвана или по этой заявке принято Патентным ведомством решение об отказе в выдаче патента, а также если возможности обжалования решения об отказе в выдаче патента исчерпаны.

— Нередко люди, имеющие отношение к изобретательству, высказывают пожелание о сокращении срока выдачи патента. Что закон предусматривает в этом отношении?

— Об этой стороне вопроса говорится в статье 26 «Выдача патента на объект промышленной собственности». Изменения, внесенные в нее, предусматривают сокращение срока выдачи патента с трех месяцев до десяти дней. Кроме того, Закон Республики Узбекистан «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» дополняется новой статьей 281 «Восстановление действия патента на объект промышленной собственности», вводящей льготу для патентообладателя, предоставляя ему право восстановления патента в течение трех лет с даты прекращения действия патента. В соответствии с ней действие патента на объект промышленной собственности, который был прекращен из-за неуплаты в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в действии, может быть восстановлено по ходатайству патентообладателя. Такое ходатайство вместе с документом, подтверждающим уплату патентной пошлины за восстановление действия патента, может быть подано в Патентное ведомство в течение трех лет с даты прекращения действия патента, но до истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия патента. Одновременно статья 281 содержит положения, направленные на защиту прав третьих лиц, добросовестно использующих объект промышленной собственности, в период временного прекращения действия патента. В частности, предусматривается, что лицо, которое в период между датой прекращения действия патента на объект промышленной собственности и датой публикации сведений о восстановлении действия патента начало использование объекта промышленной собственности или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на его дальнейшее безвозмездное использование без расширения объема производства.

Полагаем, что вступление в силу данного правового акта создаст более совершенные условия для дальнейшего развития изобретательской сферы.

УзА
(Газета «Народное слово» 17 июня 2008 года №118)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Дизайн сайта Аброр Мусахонов