Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

5 июля 2008 г.

Одобрено Сенатом Олий Мажлиса - «Торговле» служебным положением

На прошедшем недавно ХIV пленарном заседании Сената Олий Мажлиса в числе ряда новых правовых актов, принятых Законодательной палатой, членами верхней палаты парламента был рассмотрен и одобрен Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции
(Нью-Йорк, 31 октября 2003 года)».
О значении этого закона мы попросили рассказать председателя Комитета Сената Олий Мажлиса по внешнеполитическим вопросам Содика САФАЕВА.

— В современном глобализирующемся мире наряду с традиционными видами преступности возникла международная коррупция. Она тесно связана с трансграничной организованной преступностью, наркобизнесом, трафиком людей, торговлей оружием. По данным специализированных институтов ООН, ежегодный оборот международных криминальных синдикатов составляет свыше двух триллионов долларов США. Для осуществления своей преступной деятельности они широко используют подкуп должностных лиц. Доказано, что коррупция тесно связана с международным терроризмом. Таким образом, сегодня коррупция представляет собой не просто обычное противозаконное деяние — это уже серьезная угроза международной безопасности.

Понимание этой опасности мировым сообществом, осознание необходимости международного сотрудничества в этой сфере побудило Организацию Объединенных Наций в 2003 году принять Конвенцию против коррупции, к которой уже присоединилось 104 государства.

— Что вкладывает данная Конвенция в понятие «коррупция»?

— В соответствии с Конвенцией ООН коррупция — это злоупотребление своим служебным положением в личных целях для получения незаконных доходов, или обретения других видов выгоды. Наряду со взяточничеством сюда входит и непотизм, или использование личных связей для оказания содействия третьему лицу, и присвоение государственных или принадлежащих другим лицам средств. По мнению правоведов, коррупция является по сути торговлей служебным положением, и представляет собой серьезную угрозу государственной безопасности любой страны. Ведь ее прямыми последствиями являются разложение системы государственного управления и деятельности правоохранительных органов, серьезный экономический урон, спад в притоке иностранных инвестиций. В результате всего этого происходит снижение жизненного уровня населения, подрыв доверия населения к государственным органам. Не случайно так называемые клептократические государства, к которым исследователи относят страны с высоким уровнем коррупции, как правило, являются нестабильными.

Потому Президент Узбекистана, говоря о вопросах обеспечения безопасности страны, подчеркивал, что «наряду с предупреждением и пресечением внешних угроз, надо самое серьезное внимание уделять и проблемам внутренней безопасности, имея в виду отказ и преодоление тех пороков и предрассудков, которые остались нам от прошлого, обеспечить борьбу с коррупцией…».

— С обретением независимости мы выбрали свой путь строительства открытого демократического общества. Для этого в нашем государстве важно искоренить также и все проявления коррупции. Какая же работа проводится по борьбе и пресечению этой опасности?

— Борьба с этим злом предполагает уяснение причин и факторов, которые его порождают. Во-первых, коррупция коренится в экономических проблемах. Нетранспарентная, не сдерживаемая общественным контролем запретительно-разрешительная функция государственных органов с одной стороны, и стремление фирм и компаний к получению дополнительных льгот и привилегий с другой, обуславливают стремление последних «прикупить» должностные лица и подчинить их своей воле. Другая группа — это институциональные причины — недостатки в системе государственного управления, неразвитость демократических институтов и гражданского общества. И, наконец, социальными факторами является уровень правовой культуры населения, его общественной активности.

Это означает, что для предупреждения и искоренения коррупции не достаточно просто ужесточить наказание, или усилить агитацию против нее. Надо устранять ее экономические, правовые, институциональные, социальные корни. Кроме того, в современном мире ни одна страна в отдельности не может победить это зло. Необходимо развивать международное сотрудничество в этой сфере, создать систему взаимного оказания правовой помощи, взаимодействия в деле расследования преступлений, задержания и выдачи преступников, ареста и возвращения добытого преступным путем и вывезенного за рубеж имущества.

В Узбекистане с первых лет независимости проводится огромная работа в этом направлении. Реализация инициированной Президентом страны концепции перехода от сильного государства к сильному гражданскому обществу предполагает приведение в действие самого сильного рычага в борьбе с коррупцией — общественного контроля за органами власти. За прошедший период принят ряд законов, указов Президента и постановлений Кабинета Министров, направленных на борьбу с коррупцией. В частности, действующим законодательством предусмотрены серьезные меры наказания за совершение этого преступления. Согласно отчету Генеральной прокуратуры только в 2007 году за совершение преступлений, связанных со взяточничеством, привлечено к уголовной ответственности 191 должностное лицо.

В целях борьбы с коррупцией и противодействия этому явлению предприняты также институциональные меры. Например, в Узбекистане впервые создана Счетная палата. При Генеральной прокуратуре, Службе национальной безопасности и Министерстве внутренних дел организованы специальные структуры по борьбе с коррупцией.

В 1997 году в стране принята и активно реализуется Национальная программа по повышению правовой культуры населения. В деле устранения корней коррупции государством целенаправленно осуществляются экономические реформы, а также реализуется программа по совершенствованию государственного управления. Кроме того, принимаются меры по уменьшению различными контролирующими органами количества проверок деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, фермеров. По сравнению с 2001 годом их число сократилось в три раза, отменено проведение 12 процедур, связанных с выдачей разрешений. Это только один из путей сокращения количества лазеек для проявлений коррумпированности должностных лиц.

Словом, все предпринимаемые под руководством Президента страны меры направлены на укрепление свободного развития государства и повышение благосостояния народа.

— Какую же цель преследует присоединение Узбекистана к Конвенции ООН?

— Основными целями в этом отношении являются содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней. Поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении этой опасности, в том числе, принятие мер по возвращению активов, а также стимулирование честности и неподкупности, ответственности и надлежащего управления публичными делами и имуществом.

Конвенция ООН является универсальным международно-правовым актом против коррупции, направленным на предупреждение и борьбу с ней на национальном, так и международном уровне.

Присоединение же Узбекистана к этой Конвенции лишь подтверждает приверженность нашей страны к последовательной борьбе против коррупции, повышению статуса страны на мировой арене. Кроме того, имплементация норм Конвенции в национальное законодательство откроет для страны возможности для совершенствования деятельности государственной службы, судебно-правовой системы. При этом важное значение приобретает и повышение привлекательности экономики страны для иностранных инвесторов.

Исходя из национальных интересов нашей страны в Законе «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года)» предусмотрены некоторые уведомления, заявления и оговорки. В частности, в нем в качестве органов, которые могут оказывать другим государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции, определены Генеральная прокуратура Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел, Служба национальной безопасности и Министерство юстиции.

В соответствии с Конвенцией каждое государство должно выработать свои нормы, определяющие меры наказания за совершенное преступление. В связи с этим данный закон устанавливает юрисдикцию Республики Узбекистан при рассмотрении таких преступлений, как коррупция, нецелевое использование должностным лицом имущества, злоупотребление служебным положением, обналичивание преступных доходов, сокрытие правонарушений в этой сфере.

Вместе с тем вступление в силу данного закона потребует проведения определенной работы по внесению изменений и дополнений в действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, а также принятия ряда новых нормативно-правовых актов.

Словом, присоединение нашего государства к Конвенции ООН станет действенным инструментом в борьбе с коррупцией, которая является серьезной угрозой безопасности не только в масштабах одной страны, но и во всем мире. В этом плане важное значение приобретает одобренный сенаторами Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года)», который станет правовой преградой «торговле» служебным положением.

УзА
(Газета «Народное слово» 5 июля 2008 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Дизайн сайта Аброр Мусахонов