Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

1 апреля 2008 г.

Законы, востребованные временем

В нашей стране институт двухпалатного парламента действует не столь давно.
Но и за этот короткий в историческом измерении период времени мы уже привыкли к тому, что каждое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса является своего рода предтечей вступления в силу ряда новых правовых актов, направленных на расширение законодательной базы осуществляемых в стране реформ, ее дальнейшее совершенствование и упрочение. Таковым было и XIII пленарное заседание верхней палаты парламента, работа которого состоялась на исходе минувшей рабочей недели. Вот только на нем сенаторами было рассмотрено несколько больше вопросов, нежели на предыдущих аналогичных мероприятиях.
Как успели заметить некоторые аналитики, законодательные акты, рассмотренные и одобренные на этом сенатор­ском форуме, касаются самых разных сторон жизнедеятельности нашего общества. Одни направлены на дальнейшее совершенствование правоотношений в таких сферах, как инвестиционная политика, защита потребительских прав граждан, упорядочение таможенных льгот, повышение социальной поддержки населения, упрощение порядка взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг. Другие — на углубление реформ в сфере экономики, развитие и совершенствование рынка современных видов страховых услуг. Третьи — на дальнейшее совершенствование судебно-правовой реформы. Четвертые связаны с присоединением нашей страны к международным организациям, конвенциям и договорам, выполнением ею принятых на себя обязательств. Пятые касаются совершенствования правоотношений в таких неожиданных для нашего общества областях, как противодействие торговле людьми, упразднение наихудших форм детского труда. Все рассмотренные законы, а их число достигло 25, сенаторами одобрены, что в свою очередь говорит о взаимосогласованных действиях обеих палат Олий Мажлиса в вопросах законотворчества, их единообразном подходе к правоприменительной практике и правилам законодательной техники.
Вместе с тем нельзя утверждать, что одобрение всех законов, внесенных на рассмотрение сенаторов нижней палатой парламента, проходило гладко, без дискуссий. В наши дни ожидать какого-то запланированного единодушия в стенах палат Олий Мажлиса — дело безнадежное. Ни депутатов, ни сенаторов не надо призывать к активному обсуждению внесенных на заседание вопросов.
Нередко от коллег доводится слышать о жарких, порой даже нелицеприятных спорах, происходящих во время проработки некоторых законопроектов в комитетах, фракциях политических партий в Законодательной палате. Часто накаляется обстановка и на заседаниях комитетов Сената. И причина всему этому — поиск в выработке единственно верного решения при создании или постатейном одобрении той или иной правовой нормы.
И все это уже не является для нашего Олий Мажлиса событием, выходящим из ряда вон. Наоборот, сегодня это рабочее состояние структур обеих палат, способствующее внесению на рассмотрение пленарного заседания всесторонне взвешенных документов, а значит — росту качества принимаемых и одобряемых законодательных актов.
Однако вернемся от вопросов процедурного плана к законам, рассмотренным на минувшем пленарном заседании Сената. Говоря об особенностях некоторых из них, аналитики обратили внимание на то, что Узбекистан в очередной раз продемонстрировал не только миролюбивую внешнюю политику, но и стремление упрочить условия для обеспечения безопасности своих граждан от внешних угроз, их мирной жизни и труда. Об этом свидетельствует рассмотрение и одобрение таких законов, как «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 13 апреля 2005 года)» и «О присоединении Республики Узбекистан к Договору о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 года)», инициированных главой государства, а также ряда правовых актов, касающихся присоединения нашей страны ко второму из этих документов.
На пленарном заседании особо отмечалось, что Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма способствует обеспечению комплексного противодействия со стороны международного сообщества ядерному терроризму и открывает для государств, участвующих в ней, возможности совершенствования правовых механизмов в борьбе с этим явлением, в том числе через механизмы международного взаимодействия. Присоединение нашей страны к документам ОДКБ основано на принципах укрепления мира и стабильности, международной и региональной безопасности, неприменения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, исходящих из суверенного права Узбекистана и соответствующих статье 17 Конституции, законам Республики Узбекистан «Об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», «Об обороне», «О международных договорах Республики Узбекистан» и другим нормативно-правовым актам Республики Узбекистан. Все это повысит роль Узбекистана как субъекта международных отношений, увеличит его вклад в дело обеспечения региональной и планетарной безопасности.
Аналитики обратили внимание на Закон «О противодействии торговле людьми», нормы которого создают правовую базу противодействия такому постыдному явлению, как торговля людьми, которое по логике развития человеческой цивилизации уже давно должно было уйти в небытие. Но тем не менее, оно существует. Более того, с интенсификацией миграционных процессов его жертвами становятся и граждане Узбекистана. Поэтому в выступлениях сенаторов отмечалось, что одобренный ими закон направлен на оказание противодействия торговле людьми, профилактику таких случаев, минимизацию их последствий, регулирование правовых отношений, связанных с оказанием помощи пострадавшим. По мнению специалистов, вступление в силу этого закона даст почувствовать каждому гражданину нашей страны, что куда бы ни забросила его судьба, он всегда находится под защитой родины, для которой человек, его жизнь является высшей ценностью.
Узбекистан свою деятельность в этом направлении, как, впрочем, и по реализации документов, к которым он присоединился, будет осуществлять в тесном сотрудничестве с другими государствами мирового сообщества. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что по целому ряду сфер наша страна выходит на новый, еще более высокий уровень международного сотрудничества.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность XIII пленарного заседания Сената, которую подчеркнули аналитики. Это то, считают они, что в ходе рассмотрения вопросов повестки дня в выступлениях сенаторов «красной нитью» проходила мысль о еще более активном разъяснении широким слоям населения как важности одобренных ими правовых актов, так и механизмов их правоприменительной практики. При этом подчеркивалось, что верхняя палата парламента как орган территориального представительства, проводя эту работу в тесном взаимодействии с депутатами областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, будет придавать особое значение изучению вопросов соблюдения законов на местах.
В целом, как считают сами сенаторы, на очередном пленарном заседании были рассмотрены и одобрены одни из самых актуальных в настоящее время вопросов, которые призваны сыграть важную роль в последовательном решении задач по демократизации и обновлению общества, реформированию и модернизации страны.

УзА
(Газета «Народное слово» 1 апреля 2008 года №64)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Дизайн сайта Аброр Мусахонов