Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Закон Республики Узбекистан


О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании животного мира»

Принят Законодательной палатой 21 июля 2016 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2016 года


         

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года № 545–I «Об охране и использовании животного мира» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 1, ст. 14; 2000 г., № 5–6, ст. 153; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., № 12, ст. 472; 2011 г., № 1, ст. 1; 2014 г., № 9, ст. 244) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).

Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону
..

 Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Исполняющий обязанности
Президента Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев

Город Ташкент,
19 сентября 2016 года.
№‚ ЗРУ-408

 

***

Закон Республики Узбекистан

Об охране и использовании животного мира
(новая редакция)

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны и использования животного мира.

Статья 2. Законодательство об охране и использовании
животного мира

Законодательство об охране и использовании животного мира состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране и использовании животного мира, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
дикие животные – беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, не подвергавшиеся одомашниванию, обитающие на суше, в воде, атмосфере и почве;
продукты жизнедеятельности диких животных – мед, жир, мясо, молоко, яйца, воск, икра, яд, желчь, пушнина, рога, перья, шкуры и другие продукты, образовавшиеся в результате жизнедеятельности диких животных;
зоологическая коллекция – систематизированное собрание неживых экспонатов (образцы чучел и продуктов жизнедеятельности диких животных), а также живые коллекции диких животных, содержащихся в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе (природных питомниках, зоопарках, цирках, террариумах, аквариумах и других), представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность;
животный мир – совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно обитающих на территории Республики Узбекистан;
охрана животного мира – деятельность, направленная на обеспечение устойчивого существования диких животных, сохранение их природных сообществ и популяций, предотвращение уничтожения или иного вредного воздействия на них;
биотехнические мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира – комплекс научно обоснованных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и  воспроизводство диких животных, сохранение среды их обитания, мест размножения и путей миграции, повышение продуктивности охотничьих и рыболовных угодий.

Статья 4. Собственность на животный мир

Животный мир является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством.
Дикие животные, обитающие в состоянии естественной свободы, а   также выпущенные в природную среду обитания, являются государственной собственностью.
Дикие животные, содержащиеся и (или) выращенные в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе, могут являться собственностью юридического или физического лица.

Статья 5. Объекты животного мира

Объектами животного мира являются:
дикие животные;
продукты жизнедеятельности диких животных;
зоологические коллекции.

Статья 6. Пользователи объектами животного мира

Пользователями объектами животного мира могут быть юридические и физические лица.
Пользователи объектами животного мира осуществляют принадлежащее им право пользования объектами животного мира
на условиях и в порядке, установленных законодательством.

 

 

Глава 2. Регулирование в области охраны и использования животного мира

Статья 7. Основные направления государственной политики в области охраны и использования животного мира

Основными направлениями государственной политики в области охраны и использования животного мира являются:
разработка и реализация государственных программ, а также других мер в области охраны и использования животного мира;
государственное нормирование в области охраны и использования животного мира;
осуществление государственного контроля в области охраны и использования животного мира;
развитие научно-исследовательской деятельности в области охраны
и использования животного мира;
развитие международного сотрудничества в области охраны и использования животного мира.

Статья 8. Государственное управление в области охраны и использования животного мира

Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах в пределах их полномочий.

Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны и использования животного мира

Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны и использования животного мира;
утверждает и реализует государственные программы в области охраны и использования животного мира;
координирует в пределах своих полномочий деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области охраны
и использования животного мира;
принимает решение об образовании охраняемых природных территорий общегосударственного значения.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в области охраны и использования животного мира

Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны и использования животного мира;
участвует в разработке нормативно-правовых актов в области охраны и использования животного мира;
организует разработку и утверждает правила, нормы и нормативы в области охраны и использования животного мира;
осуществляет государственный контроль в области охраны и использования животного мира;
ведет государственный учет зоологических коллекций, питомников по содержанию и разведению диких животных;
ведет государственный кадастр объектов животного мира;
ведет и обеспечивает издание Красной книги Республики Узбекистан;
проводит государственную экологическую экспертизу в области охраны и использования животного мира;
выдает юридическим и физическим лицам разрешение на специальное пользование объектами животного мира;
проводит биотехнические мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира на закрепленных охраняемых природных территориях.
Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в области охраны и использования животного мира

Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны и использования животного мира;
участвует в разработке нормативно-правовых актов, правил, норм и нормативов в области охраны и использования животного мира;
осуществляет ведомственный контроль в области охраны и использования животного мира на землях государственного лесного фонда;
ведет в установленном порядке государственный учет объектов животного мира и учет объемов их использования на землях государственного лесного фонда;
участвует в ведении Красной книги Республики Узбекистан;
проводит биотехнические мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира на землях государственного лесного фонда.
Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти на местах в области охраны и использования животного мира

Органы государственной власти на местах:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны и использования животного мира;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области охраны и использования животного мира;
осуществляют государственный контроль в области охраны и использования животного мира на соответствующей территории;
рассматривают в установленном порядке вопросы об образовании охраняемых природных территорий местного значения.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Участие Академии наук Республики Узбекистан в обеспечении охраны и рационального использования животного мира

Академия наук Республики Узбекистан:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны и использования животного мира;
ведет в установленном порядке государственный учет объектов животного мира и учет объемов их использования;
осуществляет научное обеспечение ведения государственного кадастра объектов животного мира и Красной книги Республики Узбекистан;
выдает заключения в области охраны и использования животного мира в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
определяет научные направления, разрабатывает и реализует программы научных исследований в области охраны и использования животного мира.
Академия наук Республики Узбекистан может участвовать и в иных мероприятиях по обеспечению охраны и рационального использования животного мира в соответствии с законодательством.

Статья 14. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в обеспечении охраны и рационального использования животного мира

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане:
участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области охраны и использования животного мира;
осуществляют общественный контроль в области охраны и использования животного мира.
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать и в иных мероприятиях по обеспечению охраны и рационального использования животного мира в соответствии с законодательством.

Глава 3. Охрана животного мира

Статья 15. Меры по охране животного мира

Охрана животного мира осуществляется путем:
установления правил, норм и нормативов в области охраны и использования животного мира;
установления ограничений и запретов в пользовании объектами животного мира;
приостановления, прекращения, аннулирования права специального пользования объектами животного мира;
предотвращения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами животного мира;
организации охраны среды обитания, мест размножения и путей миграции диких животных;
занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных в Красную книгу Республики Узбекистан;
предотвращения гибели диких животных при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, эксплуатации транспортных средств;
образования и развития охраняемых природных территорий;
разведения в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных;
оказания помощи диким животным в случае заболеваний, угрозы их гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин;
проведения государственного учета объектов животного мира и учета объемов их использования;
ведения государственного кадастра объектов животного мира и осуществления мониторинга животного мира;
осуществления контроля в области охраны и использования животного мира;
регулирования ввоза в Республику Узбекистан и вывоза из Республики Узбекистан объектов животного мира;
организации и проведения научных исследований в области охраны и использования животного мира;
проведения государственной экологической экспертизы в области охраны и использования животного мира;
проведения биотехнических и иных мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира.

Статья 16. Государственный учет объектов животного мира и учет объемов их использования, государственный кадастр объектов животного мира

Для обеспечения охраны и рационального использования животного мира проводится государственный учет объектов животного мира и учет объемов их использования.
Юридические и физические лица, в ведении которых находятся охраняемые природные территории, охотничьи и (или) рыболовные хозяйства, обязаны ежегодно проводить учет численности диких животных и объемов их использования и предоставлять полученные данные в органы государственной статистики.
Министерства, ведомства и организации, ведущие государственный учет объектов животного мира и учет объемов их использования, безвозмездно предоставляют необходимую информацию по государственному кадастру объектов животного мира в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы. Виды, объемы и сроки предоставления необходимой информации по государственному кадастру объектов животного мира устанавливаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.
В целях обеспечения охраны и рационального использования животного мира Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы совместно с Академией наук Республики Узбекистан ведет государственный кадастр объектов животного мира.
Ведение государственного учета объектов животного мира и учета объемов их использования, государственного кадастра объектов животного мира осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
Порядок ведения государственного учета объектов животного мира и учета объемов их использования, государственного кадастра объектов животного мира утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 17. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикихживотных заносятся в Красную книгу Республики Узбекистан.
Действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких
и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных,
не допускаются.

Статья 18. Меры по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, восстановление и воспроизводство которых
в естественных условиях невозможно, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы иМинистерство сельского
и водного хозяйства Республики Узбекистан обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения этих видов животных.

Статья 19. Порядок изъятия из природной среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных

Изъятие из природной среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных допускается по разрешению, выдаваемому Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы с учетом заключения Академии наук Республики Узбекистан и на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан:
в целях разведения их в специально созданных условиях и последующего расселения в природную среду обитания;
для проведения научных и контрольных работ;
в случаях особой необходимости в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 20. Ввоз и вывоз объектов животного мира

Ввоз в Республику Узбекистан и вывоз из Республики Узбекистан диких животных, а также их частей, продуктов жизнедеятельности, зоологических коллекций, трофеев и чучел осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по охране природы в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Дикие животные, а также их части, продукты жизнедеятельности, зоологические коллекции, трофеи и чучела, задержанные при попытке незаконного ввоза в Республику Узбекистан или незаконного вывоза из Республики Узбекистан, подлежат изъятию в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 21. Мониторинг животного мира

Мониторинг животного мира состоит из специально организованных систематических наблюдений, выявления изменений, оценки и прогноза состояния животного мира и среды его обитания и является составной частью Государственного мониторинга окружающей природной среды.
Мониторинг животного мира осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 22. Контроль в области охраны и использования
животного мира

Контроль в области охраны и использования животного мира осуществляется в виде государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.
Государственный контроль в области охраны и использования животного мира осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, органами государственной власти на местах.
Ведомственный контроль в области охраны и использования животного мира осуществляется Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан на землях государственного лесного фонда, органами государственного и хозяйственного управления
в подведомственных организациях органов государственного управления, а также в организациях, входящих в состав органов хозяйственного управления.
Производственный контроль в области охраны и использования животного мира осуществляется хозяйствующими субъектами на закрепленных за ними территориях.
Общественный контроль в области охраны и использования животного мира осуществляется органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами.
Порядок осуществления контроля в области охраны и использования животного мира определяется законодательством.

Статья 23. Стимулирование охраны и рационального использования животного мира

Юридическим и физическим лицам, обеспечивающим охрану и рациональное использование животного мира, а также охрану
и улучшение состояния среды обитания, мест размножения и путей миграции диких животных, могут быть предоставлены льготы
в соответствии с законодательством.

Глава 4. Требования по охране и использованию животного мира

Статья 24. Основные требования по охране и использованию животного мира

Основными требованиями по охране и использованию животного мира являются:
сохранение видового разнообразия и целостности природных сообществ и популяций диких животных в состоянии естественной свободы;
сохранение среды обитания, мест размножения и путей миграции диких животных;
рациональное использование, восстановление и воспроизводство диких животных;
регулирование численности диких животных.

Статья 25. Согласование биотехнических мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира

Биотехнические мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира, разрабатываемые и утверждаемые пользователями объектами животного мира, подлежат согласованию с органами по охране природы.

Статья 26. Требования к деятельности, влияющей на состояние животного мира

Деятельность, влияющая на состояние животного мира, среду обитания, места размножения и пути миграции диких животных, должна осуществляться с соблюдением требований по охране и использованию животного мира.

Статья 27. Предотвращение заболеваний и гибели диких животных, сохранение среды обитания, мест размножения и путей их миграции при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Юридические и физические лица обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели диких животных, сохранению среды обитания, мест размножения и путей их миграции при осуществлении любых видов хозяйственной и иной деятельности.
Государственная ветеринарная служба принимает меры по предотвращению и ликвидации заразных болезней диких животных,
а также осуществляет другие функции в соответствии с законодательством.
Запрещается выжигание растительности, хранение и применение опасных для диких животных материалов, сырья, химических веществ, средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов, утилизация, транспортировка и захоронение бытовых и производственных отходов без учета требований по охране и использованию животного мира.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, транспортных магистралей, линий электропередач и связи, гидротехнических сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот заболоченных и занятых кустарником территорий, установлении водного режима и лимита водопотребления, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания, мест размножения и путей миграции диких животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных.

Статья 28. Проведение государственной экологической экспертизы в области охраны и использования животного мира

Государственной экологической экспертизе подлежат:
материалы выбора земельных участков под все виды строительства, предплановая, предпроектная и проектная документация, реализация которых может оказать вредное воздействие на состояние животного мира или среду обитания, места размножения и пути миграции диких животных;
проекты устройства охотничьих и (или) рыболовных угодий;
проекты работ по переселению, акклиматизации и скрещиванию диких животных;
средства защиты растений, опасные для диких животных и среды их обитания.
Государственная экологическая экспертиза в области охраны и использования животного мира проводится в порядке, установленном законодательством об экологической экспертизе.

Глава 5. Пользование объектами животного мира.
Виды и способы пользования объектами животного мира

 
Статья 29. Пользование объектами животного мира

Пользование объектами животного мира осуществляется в порядке общего и специального пользования.
Общее пользование объектами животного мира осуществляется физическими лицами бесплатно, без изъятия (за исключением спортивной и любительской ловли рыбы) диких животных из среды их обитания и без причинения им вреда.
Специальное пользование объектами животного мира осуществляется за плату на основании разрешений.
Разрешение на специальное пользование объектами животного мира выдается Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы в пределах утвержденных квот на добывание диких животных. Квоты на добывание диких животных утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы на основании данных государственного учета объектов животного мира и учета объемов их использования, заключения Академии наук Республики Узбекистан. Для добывания диких животных, выращенных в питомниках, прудовых хозяйствах и находящихся на их территории, разрешение не требуется.
Пользование объектами животного мира осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 30. Права и обязанности пользователей объектами животного мира

Пользователи объектами животного мира имеют право:
пользоваться объектамиживотного мира в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира;
обладать правом собственности на добытые дикие животные и продукты их жизнедеятельности.
Пользователи объектами животного мира, ведущие охотничье
и (или) рыболовное хозяйство, также вправе:
выдавать физическим лицам разрешения (путевки, карточки добычи животных) на использование объектов животного мира на закрепленных
за ними территориях в пределах разрешений, выдаваемых органами по охране природы;
заключать договоры с юридическими и физическими лицами на использование ими объектов животного мира в промысловых целях в пределах установленных квот;
перерабатывать охотничью и рыболовную продукцию и производить из них изделия;
использовать и реализовывать охотничью и рыболовную продукцию, изделия, произведенные из них;
использовать искусственно выращенные виды животных, выпущенных в естественную среду обитания.
Пользователи объектами животного мира обязаны:
соблюдать установленные правила, нормы и нормативы в области охраны и использования животного мира;
обеспечивать охрану и рациональное использование животного мира, а также осуществлять ведомственный и (или) производственный контроль в области охраны и использования животного мира на закрепленных территориях;
пользоваться объектами животного мира способами, не допускающими нарушения целостности природных сообществ
и обеспечивающими сохранение диких животных, не предоставленных
в пользование;
не допускать нарушения среды обитания, мест размножения и путей миграции диких животных;
проводить учет численности диких животных и учет объемов их использования;
своевременно вносить плату за специальное пользование объектами животного мира;
проводить биотехнические мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира;
не нарушать прав других пользователей объектами животного мира;
возмещать в полном объеме вред, причиненный нарушением требований законодательства об охране и использовании животного мира.
Пользователи объектами животного мира могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 31. Виды и способы пользования объектами
животного мира

Видами пользования объектами животного мира являются:
охота;
рыболовство;
переселение, акклиматизация и скрещивание диких животных;
пользование объектами животного мира в культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях;
пользование объектами животного мира для проведения научных и контрольных работ;
использование полезных свойств жизнедеятельности диких животных;
использование диких животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности;
содержание диких животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе;
использование объектов животного мира для медицинских, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных целей;
регулирование численности диких животных;
создание и пополнение зоологических коллекций.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные виды пользования объектами животного мира.
Пользование объектами животного мира осуществляется посредством изъятия диких животных из среды их обитания или без их изъятия.

Статья 32. Охота

Охотой является поиск, выслеживание и преследование с целью добычи, попытка добычи или добыча (отстрел, отлов) диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы. К охоте также приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с расчехленным
(в собранном виде, готовым к применению) охотничьим оружием
и другими орудиями охоты или продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, ловчими птицами.
Охота может быть спортивной, любительской и промысловой.

Статья 33. Условия осуществления охоты

Охота допускается в сроки и местах, указанных в разрешениях на специальное пользование объектами животного мира.
Разрешение на спортивную и любительскую охоту физическим лицам предоставляется при наличии охотничьего билета, разрешения на хранение и ношение огнестрельного охотничьего оружия (если предполагается его использование).
Промысловая охота юридическими лицами допускается в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
При осуществлении охоты не допускается применение орудий
и способов охоты, запрещенных правилами в области охраны и использования животного мира.
Запрещается охота на животных, терпящих бедствие и находящихся в неестественных для них условиях.
Запрещается нахождение лиц в угодьях, закрытых для спортивной, любительской и промысловой охоты, на охраняемых природных территориях с охотничьим оружием и другими орудиями охоты, продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, ловчими птицами, а также нахождение на дорогах общего пользования
с расчехленным (в собранном виде, готовым к применению) охотничьим оружием или продукцией охоты, без документов, удостоверяющих законность добычи.

Статья 34. Рыболовство

Рыболовством является лов рыбы и добыча водных беспозвоночных.
К рыболовству также приравнивается нахождение в рыболовных угодьях с рыболовными орудиями и другими снастями рыболовства или продукцией рыболовства.
Рыболовство может быть спортивным, любительским и промысловым.

Статья 35. Условия осуществления рыболовства

Спортивный и любительский лов рыбы разрешается на водных объектах бесплатно или за плату на приписных угодьях охотничье-рыболовных обществ по разрешениям (путевкам, карточкам добычи животных) этих обществ, за исключением водных объектов, находящихся на территории государственных заповедников, заповедных зон природных парков и государственных биосферных резерватов.
Спортивный и любительский лов рыбы на закрепленных
за рыбохозяйственными организациями естественных водоемах, рыбопитомниках и прудовых хозяйствах допускается по разрешениям (путевкам, карточкам добычи животных) этих организаций.
Промысловое рыболовство на естественных водоемах
(за исключением рыбопитомников, прудовых хозяйств, магистральных каналов, коллекторов и малых рек) юридическими и физическими лицами допускается в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
По решению Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы на периоды нереста рыбы устанавливаются сроки, когда запрещается осуществление рыбной ловли.
При осуществлении рыболовства не допускается применение орудий и способов лова, запрещенных правилами в области охраны
и использования животного мира.

Статья 36. Охотничьи и (или) рыболовные угодья

Охотничьими и (или) рыболовными угодьями считаются все земли, воды и леса, являющиеся местом обитания, путями миграции диких животных, на которых разрешена спортивная, любительская
и промысловая охота и (или) рыболовство.
Не являются охотничьими и (или) рыболовными угодьями:
земли населенных пунктов (городов, городских поселков и сельских населенных пунктов), за исключением случаев спортивной
и любительской ловли рыбы;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, если их режимом не предусмотрены охота и (или) рыболовство;
земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, пограничные зоны;
земли сельскохозяйственного назначения до уборки урожая,
за исключением случаев спортивной и любительской охоты и (или) ловли рыбы, осуществляемых по согласованию с землевладельцами
и землепользователями;
зеленые зоны городов, других населенных пунктов и промышленных центров;
санитарно-защитные зоны вокруг предприятий;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
аэродромы и приаэродромные зоны;
участки (полоса) у плотин, шлюзов, мостов, от границ рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств или на удалении, определенном режимом охраны этих объектов.

Статья 37. Ведение охотничьего и (или) рыболовного хозяйства

Охотничьим и (или) рыболовным хозяйством является закрепленная за юридическим или физическим лицом территория, на которой проводятся охранные и воспроизводственные мероприятия, охота и (или) рыболовство.
Для ведения охотничьего и (или) рыболовного хозяйства юридическим и физическим лицам могут предоставляться земельные участки или водные объекты на праве постоянного владения, постоянного или срочного (временного) пользования либо аренды.
Ведение охотничьего и (или) рыболовного хозяйства осуществляется юридическими и физическими лицами на основе:
заключения государственной экологической экспертизы проектов устройства охотничьих и (или) рыболовных угодий;
материалов государственного учета объектов животного мира
и учета объемов их использования, состояния охотничьих и (или) рыболовных угодий;
квот и разрешений на право пользования объектами животного мира.
Порядок ведения охотничьего и (или) рыболовного хозяйства,
а также правила охоты и рыболовства устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 38. Переселение, акклиматизация и скрещивание
диких животных

Переселение диких животных в новые места обитания, акклиматизация новых для фауны видов диких животных, а также мероприятия по скрещиванию диких животных допускаются в научных
и хозяйственных целях на основании заключений государственной экологической экспертизы и Академии наук Республики Узбекистан.
Самовольное проведениепереселения, акклиматизации и скрещивания диких животных запрещается.

Статья 39. Пользование объектами животного мира
в культурно-просветительных, воспитательных
и эстетических целях

Пользование объектами животного мира в культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях допускается
с изъятием или без изъятия диких животных из среды их обитания
в порядке, установленном законодательством.

Статья 40. Пользование объектами животного мира для проведения научных и контрольных работ

Пользование объектами животного мира для проведения научных и контрольных работ в целях изучения и сохранения животного мира допускается в течение года, в том числе в период запрета рыболовства, по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы с учетом заключения Академии наук Республики Узбекистан.

Статья 41. Использование полезных свойств жизнедеятельности диких животных

Использование полезных свойств жизнедеятельности диких
животных – почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений, а также других полезных свойств диких животных осуществляется без изъятия их из среды обитания и без причинения вреда им или среде их обитания.

 

Статья 42. Использование диких животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности

Использование диких животных в целях получения продуктов
их жизнедеятельности допускается без изъятия их из среды обитания и уничтожения, а также без причинения вреда им или среде их обитания.

Статья 43. Содержание диких животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания
или в неволе

Содержанием диких животных в полувольных условиях является создание им таких условий, при которых они живут на огороженной территории, свободно передвигаются и осуществляют все жизненные циклы, питаются преимущественно естественными кормами и большую часть жизни обходятся без вмешательства человека.
Содержанием диких животных в искусственно созданной среде обитания или в неволе является создание им таких условий, при которых они живут в замкнутом пространстве (клетке, вольере, на привязи и т.д.)
и в процессе жизни полностью зависят от человека.
Содержание диких животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе с целью разведения, проведения научных исследований, демонстрации, воспроизводства, а также
в коммерческих целях допускается на основании разрешений Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.
Содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, а также ядовитых животных допускается на основании разрешений Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы только в специальных питомниках, создаваемых по согласованию с Академией наук Республики Узбекистан.
Самовольный выпуск в природную среду диких животных, содержащихся в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе, без разрешения Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы запрещается.

Статья 44. Использование объектов животного мира для медицинских, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных целей

Использование объектов животного мира для медицинских, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных целей допускается
с изъятием или без изъятия диких животных из среды их обитания
в порядке, установленном законодательством.

Статья 45. Регулирование численности диких животных

Регулированием численности диких животных является проведение мероприятий, направленных на поддержание, увеличение или сокращение численности отдельных видов диких животных в пределах мест их обитания.
В целях охраны здоровья населения, профилактики заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, предотвращения вреда юридическим и физическим лицам, поддержания видового разнообразия животного мира проводятся мероприятия по регулированию численности отдельных видов диких животных.
Мероприятия по регулированию численности отдельных видов диких животных должны осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений Академии наук Республики Узбекистан и по согласованию с соответствующими государственными органами, осуществляющими охрану и использование земельных, водных и лесных ресурсов.
Виды диких животных, численность которых подлежит регулированию, и порядок проведения мероприятий по регулированию их численности определяются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.

Статья 46. Зоологические коллекции

Создание и пополнение зоологических коллекций юридическими и физическими лицами путем изъятия диких животных из природной среды допускается только по разрешениям, выдаваемым Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.
Порядок создания, пополнения, хранения, использования
и государственного учета зоологических коллекций определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Зоологические коллекции подлежат обязательному государственному учету. Свидетельство о постановке на государственный учет зоологических коллекций выдается Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.

Статья 47. Ограничение и запрещение пользования объектами животного мира

В целях охраны отдельных видов диких животных Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы с учетом заключений Академии наук Республики Узбекистан могут быть установлены ограничения или запреты на пользование либо на отдельные виды пользования этими видами животных.
В интересах охраны животного мира права землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков,
а также лесопользователей, водопользователей, водопотребителей и пользователей недрами могут быть ограничены и на них могут быть возложены соответствующие обязанности в порядке, установленном законодательством.

Статья 48. Приостановление, прекращение и аннулирование права специального пользования объектами животного мира

Для обеспечения охраны животного мира право специального пользования объектами животного мира может быть приостановлено, прекращено или аннулировано.
Право специального пользования объектами животного мира может приостанавливаться в случаях:
выявления нарушения разрешительных требований и условий;
невыполнения пользователями объектами животного мира решения специально уполномоченного государственного органа об устранении выявленных нарушений.
Право специального пользования объектами животного мира прекращается в случаях:
истечения надобности в пользовании или отказа от него;
истечения установленного срока пользования;
нарушения законодательства об охране и использовании животного мира;
возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
смерти или прекращения деятельности физического лица либо ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право пользования.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи для приостановления или прекращения права специального пользования объектами животного мира.
Право специального пользования объектами животного мира может быть аннулировано на основании:
заявления пользователя объектами животного мира
об аннулировании документа разрешительного характера;
установления факта получения документа разрешительного характера с использованием подложных документов.
Право специального пользования объектами животного мира приостанавливается, прекращается или аннулируется в порядке, установленном законодательством.

Статья 49. Изъятие незаконно добытых диких животных, продуктов их жизнедеятельности, оружия и орудий незаконного их добывания

Незаконно добытые дикие животные, продукты их жизнедеятельности, оружие и орудия незаконного их добывания подлежат изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством.
При невозможности изъятия незаконно добытых диких животных, продуктов их жизнедеятельности с виновных лиц взыскивается их стоимость в размере и порядке, предусмотренных законодательством.

Статья 50. Распределение и использование средств, полученных в качестве платы за пользование объектами животного мира, штрафных сумм, и сумм, взысканных за причиненный вред объектам животного мира

Распределение и использование средств, полученных в качестве платы за пользование объектами животного мира, штрафных сумм,
и сумм, взысканных с нарушителей за причиненный вред объектам животного мира, осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 51. Возмещение вреда

Юридические и физические лица обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране и использовании животного мира, в порядке, установленном законодательством.
Возмещение вреда не освобождает виновных лиц от ответственности в соответствии с законом.

Статья 52. Разрешение споров

Споры в области охраны и использования животного мира разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране и использовании животного мира, несут ответственность в установленном порядке.

 

© 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан