Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

З А К О Н
Республики Узбекистан


Об открытости деятельности органов государственной власти и управления

Принят Законодательной палатой 11 марта 2014 года
Одобрен Сенатом 10 апреля 2014 года

Глава  1.  Общие положения

Статья  1.    Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области открытости деятельности органов государственной власти и управления.
Основными задачами настоящего Закона являются:
обеспечение доступа физических и юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления;
обеспечение гарантий права на получение информации о деятельности органов государственной 
власти и управления;
повышение ответственности органов государственной власти и управления и их должностных лиц за принимаемые решения;
определение порядка распространения информации о деятельности органов государственной власти и 
управления.

Статья  2.    Законодательство об открытости  деятельности органов государственной власти и управления

Законодательство об открытости деятельности 
органов государственной власти и управления состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об открытости деятельности органов государственной власти и управления, то применяются правила международного договора.

Статья  3.    Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления, их структурных и территориальных подразделений.
Действие настоящего Закона не распространяется на:
порядок обеспечения доступа к персональным данным физических лиц;
порядок рассмотрения органами государственной власти и управления заявлений, предложений и 
жалоб;
порядок предоставления органами государственной власти и управления в иные органы государственной власти и управления информации о своей деятельности в связи с осуществлением ими своих полномочий;
отдельные виды информации о деятельности органов государственной власти и управления, особенности предоставления которых предусмотрены иными актами законодательства.

Статья  4.    Основные принципы открытости  деятельности органов  государственной власти и управления

Основными принципами открытости деятельности органов государственной власти и управления являются:
общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации;
гласность и прозрачность их деятельности;
свобода поиска, получения и распространения 
информации о деятельности органов государственной власти и управления;
соблюдение прав и законных интересов граждан на защиту от посягательств на их честь и достоинство, вмешательства в их частную жизнь, а также прав граждан и юридических лиц на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов государственной власти и управления.

Статья  5.    Информация о деятельности органов  государственной власти и управления

К информации о деятельности органов государственной власти и управления относятся:
нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и 
управления, их структурных и территориальных подразделений;
нормативно-правовые акты, нормативные и иные акты, принятые органами государственной власти и управления, а также сведения о ходе их исполнения;
сведения о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов, принятых органами государственной власти и управления;
сведения о разрабатываемых органами государственной власти и управления проектах нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов;
сведения о реализации органами государственной власти и управления государственных и иных программ;
сведения о публичных мероприятиях, проводимых органами государственной власти и управления (заседания, 
совещания, встречи, пресс-конференции, брифинги, семинары, «круглые столы» и другие);
сведения о взаимодействии органов государственной власти и управления с другими органами государственной власти и управления, физическими и юридическими лицами, а также зарубежными и международными организациями;
сведения о международных договорах Республики Узбекистан, в реализации которых принимают участие органы государственной власти и управления;
сведения об основных показателях, в том числе социально-экономического развития, характеризующих состояние отрасли (территории), относящейся к сфере деятельности органов государственной власти и управления, и динамику ее развития;
сведения об открытых конкурсах (тендерах) и аукционах, проводимых (организуемых) органами государственной власти и управления;
сведения о вакантных рабочих местах, условиях приема на работу и требованиях к кандидатам на замещение вакантных рабочих мест;
сведения о координационных и совещательных органах, образованных органами государственной власти и управления;
планы проведения открытых коллегиальных заседаний органов государственной власти и управления, включая проекты повестки дня заседаний, дату, место и время проведения, порядок присутствия на них.
К информации о деятельности органов государственной власти и управления могут быть отнесены и иные сведения в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти и управления в соответствии с положениями настоящей статьи утверждают перечень информации о своей деятельности.
В целях обеспечения открытости представительные органы государственной власти (палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов), их комитеты (постоянные комиссии), комиссии обеспечивают своевременное обнародование (опубликование) информации о своей деятельности, в том числе информацию о планируемых заседаниях и мероприятиях, вопросах, предполагаемых к рассмотрению, принятых решениях.

Статья  6.     Информация о деятельности органов  государственной власти и управления,  доступ к которой ограничен

Доступ к информации о деятельности органов государственной власти и управления ограничивается в случае, если указанная информация отнесена в установленном законом порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Перечень сведений, относящихся к информации о деятельности органов государственной власти и управления, доступ к которой ограничен, а также порядок отнесения сведений к такой информации устанавливается законодательством.

Статья  7.    Пользователь информации и его права

Пользователем информации является физическое или юридическое лицо, осуществляющее поиск информации о деятельности органов государственной власти и управления.
Пользователь информации имеет право:
получать и распространять достоверную информацию о деятельности органов государственной власти и управления;
непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, предусмотренной в статье 5 настоящего Закона;
отказаться от получения информации о деятельности органов государственной власти и управления.
Пользователь информации может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


Статья  8.    Полномочия руководителей органов государственной власти и управления в области обеспечения открытости  деятельности органов государственной власти и управления

К полномочиям руководителей органов государственной власти и управления в области обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления относятся:
координация деятельности структурных и территориальных подразделений органов государственной власти и 
управления по обеспечению доступа пользователей информации к информации о своей деятельности;
организация разработки и принятия нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов, определяющих порядок предоставления информации о деятельности органов государственной власти и управления;
организация мониторинга и постоянной комплексной оценки проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления;
определение должностных лиц, ответственных за предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления;
утверждение перечня информации о деятельности органов государственной власти и управления, размещаемой на их официальных веб-сайтах;
утверждение перечня сведений, относящихся к информации о деятельности органов государственной власти и 
управления, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;
утверждение информационных материалов о деятельности органов государственной власти и управления, подлежащих обнародованию (опубликованию);
определение порядка присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления;
обеспечение беспрепятственного доступа пользователей информации к информации о деятельности органов государственной власти и управления, за исключением случая, предусмотренного частью первой статьи 6 настоящего 
Закона;
обеспечение своевременности и достоверности информации о деятельности органов государственной власти и управления, размещаемой на их официальных веб-сайтах;
принятие соответствующих мер в отношении должностных лиц органов государственной власти и управления за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления.
Руководители органов государственной власти и управления в области обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья  9.    Источники информации о деятельности органов государственной власти и управления

Источниками информации о деятельности органов государственной власти и управления являются:
официальные издания органов государственной власти и управления;
выступления и заявления руководителей органов государственной власти и управления, а также уполномоченных ими должностных лиц;
сообщения информационных служб органов государственной власти и управления;
материалы официальных веб-сайтов органов государственной власти и управления;
материалы средств массовой информации.
Источниками информации о деятельности органов государственной власти и управления могут быть и иные источники в соответствии с законодательством.

Статья  10. Информационная служба органов государственной власти и управления

Информационной службой органов государственной власти и управления (далее – информационная служба) является структурное подразделение органов государственной власти и управления, выполняющее функции подготовки и распространения информации об их деятельности, а также обеспечивающее взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, либо лицо, на которое возложено выполнение этих функций.
Информационная служба принимает меры по освещению в средствах массовой информации деятельности органов государственной власти и управления путем организации публичных мероприятий, распространения информационных сообщений (пресс-релизов, бюллетеней и т. д.), а также размещения и обновления на официальном веб-сайте органов государственной власти и управления информации об их деятельности. Информационная служба может использовать и иные не противоречащие законодательству способы распространения информации о деятельности органов 
государственной власти и управления.
Порядок организации деятельности информационной службы определяется органами государственной власти и управления.

Глава  2.    Порядок обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления

Статья  11.    Способы обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления

Способами обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления являются:
обнародование (опубликование) информации о деятельности органов государственной власти и управления;
размещение и обновление информации о деятельности органов государственной власти и управления на их официальных веб-сайтах;
размещение и обновление информации о деятельности органов государственной власти и управления в общедоступных помещениях и местах;
предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления через информационно-библиотечные и архивные фонды;
создание условий для присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления;
предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления в устной и письменной форме (в том числе в форме электронного документа) пользователям информации на основании их запроса.
Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.

Статья  12.     Обнародование (опубликование) информации о деятельности органов государственной власти и управления

Обнародование (опубликование) информации о деятельности органов государственной власти и управления осуществляется через официальные издания, официальные веб-сайты органов государственной власти и управления, а также средства массовой информации.

Статья  13.    Официальные веб-сайты органов государственной власти и управления

Официальные веб-сайты органов государственной власти и управления являются общедоступным ресурсом во всемирной информационной сети Интернет, идентифицируемым им в качестве официального веб-сайта, принадлежащим этим органам или вышестоящему в порядке подчиненности органу и содержащим информацию об их деятельности.
На официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления, помимо информации, предусмотренной частью первой статьи 5 настоящего Закона, могут размещаться:
справочная информация о руководителях органов государственной власти и управления (биографические данные, дни приема граждан и т. д.);
сведения о порядке работы органов государственной власти и управления и их структурных и территориальных подразделений, номера их телефонов и почтовые адреса, 
адреса электронной почты, номера телефонов справочной службы и телефонов доверия, пути проезда, названия остановок и номера маршрутов общественного транспорта;
тексты выступлений и заявлений руководителей органов государственной власти и управления, а также уполномоченных ими должностных лиц;
информация о порядке аккредитации представителей средств массовой информации при органах государственной власти и управления;
перечень государственных услуг, оказываемых органами государственной власти и управления;
аналитические доклады и обзоры информационного 
характера о деятельности органов государственной власти и управления;
информация о порядке приема заявлений, предложений, жалоб;
информация о порядке приема запросов на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления;
информация об общих результатах рассмотрения поступивших заявлений, предложений, жалоб, а также запросов на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления.
На официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления может размещаться и иная информация об их деятельности в соответствии с законодательством.
Информация на официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления должна размещаться на 
государственном языке. Официальный веб-сайт может иметь версии на других языках.
Информация, размещаемая органами государственной власти и управления на их официальных веб-сайтах, должна датироваться и периодически обновляться. Периодичность обновления информации устанавливается органами государственной власти и управления, но не реже одного раза в неделю.
Информация, размещенная на официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления, должна быть достоверной и имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

Статья  14.  Размещение информации о деятельности органов государственной власти и управления в общедоступных помещениях и местах

Органы государственной власти и управления в общедоступных помещениях и (или) иных отведенных местах, занимаемых ими, обязаны размещать информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информации с информацией о деятельности соответствующего органа.
Информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения, указанные в части первой настоящей статьи, должны содержать:
перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти и управления;
сведения о порядке работы органов государственной власти и управления, номера телефонов справочной службы, телефонов доверия;
информацию о планируемых открытых коллегиальных 
заседаниях органов государственной власти и управления;
информацию о порядке приема заявлений, предложений и жалоб;
информацию о порядке приема запроса на получение 
информации о деятельности органов государственной власти и управления;
перечень государственных услуг, оказываемых органами государственной власти и управления.
Информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения, указанные в части первой настоящей статьи, могут содержать и иную информацию о деятельности органов государственной власти и управления в соответствии с законодательством.

Статья  15.    Предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления через информационно-библиотечные  и архивные фонды

Органы государственной власти и управления предоставляют информацию о деятельности органов государственной власти и управления через информационно-библиотечные и архивные фонды в порядке, установленном законодательством.

Статья  16.    Создание условий для присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов  государственной власти и управления

Коллегиальные заседания органов государственной власти и управления проводятся открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Органы государственной власти и управления создают условия для присутствия пользователей информации на их открытых коллегиальных заседаниях. 
Порядок присутствия пользователей информации на 
открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления определяется соответствующими нормативными актами этих органов.

Статья  17.    Обеспечение доступа представителей средств массовой информации к информации о деятельности органов государственной власти и управления

Органы государственной власти и управления в целях обеспечения открытости своей деятельности могут осуществлять аккредитацию представителей средств массовой информации при органах государственной власти и управления.
Органы государственной власти и управления заблаговременно информируют аккредитованных представителей средств массовой информации о проводимых мероприятиях, оказывают им содействие в выполнении своих профессиональных обязанностей.
Аккредитованные представители средств массовой информации имеют право:
заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;
посещать здания (помещения) и другие объекты аккредитующего органа в порядке, установленном аккредитующим органом;
присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;
запрашивать и получать от ответственных лиц аккредитующего органа необходимые документы и материалы, знакомиться с записями публичных мероприятий и снимать с них копии;
использовать полученные записи при подготовке материалов средств массовой информации.
Аккредитованные представители средств массовой 
информации могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Глава  3.    Порядок рассмотрения запроса  на получение информации о деятельности органов государственной власти  и управления

Статья  18.    Запрос на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления

Запрос на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления (далее – 
запрос) – требование пользователя информации в устной или письменной форме (в том числе в форме электронного 
документа), направляемое органам государственной власти и управления и (или) их должностным лицам, о предоставлении информации о деятельности этих органов.

Статья  19.  Сроки и порядок рассмотрения запроса

Запрос пользователя информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его регистрации.
Запрос средства массовой информации на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более семи дней.
Если рассмотрение запроса пользователя информации не относится к полномочиям органов государственной власти и управления, то запрос в течение трех рабочих дней со дня регистрации направляется в орган, к полномочиям 
которого отнесено предоставление запрашиваемой информации, а пользователь информации уведомляется об этом.
При запросе информации, обнародованной (опубликованной) в официальных изданиях, средствах массовой информации либо размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос органы государственной власти и управления могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, средства массовой информации, в котором обнародована (опубликована) запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая 
информация.
В случае если органы государственной власти и управления не располагают сведениями о полномочиях других органов государственной власти и управления по полученному запросу, то в течение трех рабочих дней со дня регистрации запроса пользователю информации направляется соответствующий ответ.
В случае отказа на запрос пользователю информации направляется мотивированный ответ.

Статья  20.  Требования, предъявляемые к запросу

В запросе физического лица должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о месте его жительства и изложена суть запроса. В запросе юридического лица должны быть указаны полное фирменное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе), изложена суть запроса.
Письменные запросы должны быть закреплены личной подписью пользователя информации. В случае невозможности закрепления запроса личной подписью он должен быть закреплен подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества.
Запрос, не содержащий сведений, позволяющих идентифицировать пользователя информации, считается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Запрос направляется органу государственной власти и управления или должностному лицу, в полномочия которого входит предоставление информации по поставленным в запросе вопросам.
Запрос, направленный в установленном порядке, подлежит обязательному рассмотрению.

Глава  4.  Заключительные положения

Статья  21.  Разрешение споров

Споры в области открытости деятельности органов государственной власти и управления разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 22.    Ответственность за нарушение     законодательства об открытости     деятельности органов государственной  власти и управления

Лица, виновные в нарушении законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления, несут ответственность в установленном порядке.

Статья  23.    Приведение законодательства   в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан: привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья  24.  Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Узбекистан
И. Каримов

город Ташкент,
5 мая 2014 года
№ ЗРУ–369

© 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан