Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 

З А К О Н
Республики Узбекистан


ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

Принят Законодательной палатой 8 ноября 2013 года
Одобрен Сенатом 12 декабря 2013 года

Глава  1.  Общие положения

Статья  1.  Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области опеки и попечительства.

Статья  2.    Законодательство об опеке и попечительстве

Законодательство об опеке и попечительстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об опеке и попечительстве, то применяются правила международного договора.

Статья  3.  Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
опека  – правовая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов;
попечительство  – правовая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов. Над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, попечительство может быть установлено по просьбе этих лиц;
подопечный  – лицо, в отношении которого установлена опека или попечительство;
лица, нуждающиеся в установлении над ними опеки или попечительства  – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие родителей, не лишенных родительских прав, и находящиеся в обстановке, представляющей непосредственную угрозу их жизни или здоровью или не отвечающей требованиям к их содержанию, воспитанию и образованию, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в попечительстве по состоянию здоровья, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане, которые нуждаются в особой заботе, а также защите их прав, свобод и законных интересов.

Статья  4.    Основные направления государственной политики в области опеки и попечительства

Основными направлениями государственной политики в области опеки и попечительства являются:
обеспечение своевременного выявления, учета и устройства лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
защита прав, свобод и законных интересов подопечных;
обеспечение исполнения законодательства об опеке и попечительстве;
обеспечение приоритета семейной формы воспитания детей;
поддержка семей, заботящихся о лицах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
обеспечение взаимодействия между органами государственного управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями в области опеки и попечительства;
осуществление международного сотрудничества в области опеки и попечительства.

Статья  5.    Основные принципы опеки и попечительства

Основными принципами опеки и попечительства являются:
законность;
гуманность и милосердие;
индивидуальный подход в вопросах опеки и попечительства;
приоритет семейной формы воспитания детей;
добровольность принятия и отказа от обязанностей по опеке и попечительству.

Статья 6.    Сопровождение семьи, принявшей лиц,
                      нуждающихся в установлении над ними
                      опеки или попечительства


Органы опеки и попечительства по месту нахождения семьи, принявшей лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, в целях обеспечения социальной и психологической адаптации подопечных осуществляют сопровождение этой семьи.
Сопровождение семьи, принявшей лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, предполагает оказание консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи, предусмотренной законодательством.
Сопровождение семьи, принявшей лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, осуществляется безвозмездно.


Глава  2.     Государственные органы, осуществляющие
                      деятельность в области опеки
                      и попечительства, и их полномочия


Статья  7.    Государственные органы, осуществляющие         деятельность в области опеки
                       и попечительства


К государственным органам, осуществляющим деятельность в области опеки и попечительства, относятся:
Кабинет Министров Республики Узбекистан;
Министерство народного образования Республики  Узбекистан;
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан;
органы государственной власти на местах.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется:
районными, городскими отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования – в отношении несовершеннолетних;
районными, городскими медицинскими объединениями – в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
районными, городскими центрами содействия занятости и социальной защиты населения – в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Органы государственной власти на местах осуществляют деятельность в области опеки и попечительства в рамках полномочий, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства.
Консульские учреждения Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством, принимают меры по установлению опеки или попечительства над проживающими вне пределов Республики Узбекистан несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, недееспособными или ограниченными в дееспособности гражданами Республики Узбекистан, а также в отношении совершеннолетних граждан Республики Узбекистан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, не допускается.

Статья  8.    Полномочия Кабинета Министров
                       Республики Узбекистан в области
                       опеки и попечительства


Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области опеки и попечительства;
утверждает государственные программы в области опеки и попечительства;
координирует деятельность органов государственного управления, органов государственной власти на местах в области опеки и попечительства;
определяет порядок установления опеки и попечительства, а также назначения опекуна и попечителя;
устанавливает порядок создания и ведения государственного реестра учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, их устройства и имущества (далее – государственный реестр) и перечень вносимых в него сведений;
устанавливает порядок ведения личных дел подопечных и предоставления опекуном или попечителем отчета об исполнении своих обязанностей.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья  9.    Полномочия министерств народного
                      образования, здравоохранения, труда
                      и социальной защиты населения
                      Республики Узбекистан в области
                      опеки и попечительства


Министерства народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации государственной политики в области опеки и попечительства;
разрабатывают государственные программы в области опеки и попечительства и участвуют в их реализации;
обеспечивают приоритет семейной формы воспитания детей;
обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
обеспечивают достойные условия жизни и содержания лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
координируют деятельность государственных учреждений, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
готовят специалистов в области социальной работы, обеспечивающих комплексную консультативную, социально-правовую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
принимают меры по развитию сети учреждений, служб поддержки семьи и детей, центров по оказанию консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и услуг лицам, нуждающимся в установлении над ними опеки или попечительства, и их семьям;
осуществляют в установленном порядке международное сотрудничество в области опеки и попечительства.
Министерства народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10.    Полномочия органов государственной власти на местах в области опеки и попечительства

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации государственных программ в области опеки и попечительства;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области опеки и попечительства;
осуществляют контроль и координацию деятельности территориальных органов государственного управления, выполняющих задачи в области опеки и попечительства;
разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также подопечных; 

ведут государственный реестр.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Хокимы районов, городов принимают решения по установлению и прекращению опеки или попечительства, а также об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

Статья  11.    Основные задачи органов опеки
                        и попечительства


Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
своевременное выявление и учет лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
подготовка необходимых документов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство;
защита прав, свобод и законных интересов подопечных и лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
контроль за исполнением обязанностей опекунов и попечителей, за условиями содержания, воспитания и образования, а также за обеспечением сохранности имущества подопечных.

Статья  12.    Полномочия районных, городских
                         отделов методического обеспечения
                         и организации деятельности
                         учреждений народного образования
                         в области опеки и попечительства


Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования в пределах своих полномочий:
выявляют и ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ведут информационную базу данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляют сведения для внесения в базу данных Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;
предоставляют в хокимият района, города сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, об их устройстве и имуществе для внесения в государственный реестр;
обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществляют подбор и учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями и соответствующих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям;
готовят необходимые документы для установления опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
проводят обследование условий жизни и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также условий жизни лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями, и составляют об этом акт;
дают хокиму района, города заключение о необходимости установления опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также возможности назначения опекуном или попечителем лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем;
ведут личные дела подопечных;
осуществляют контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации воспитания, медицинского наблюдения, устройстве в образовательные учреждения и трудоустройстве подопечных;
обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сохранность их имущества;
вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, а также в случаях, предусмотренных статьями 29 и 30 настоящего Закона, об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
принимают меры по отобранию ребенка у родителей либо лиц, заменяющих родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью;
принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) с согласия попечителей;
обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;
при необходимости обращаются в суд с заявлением об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев приобретения несовершеннолетним дееспособности в полном объеме в установленном законом порядке;
взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию соответственно консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным;
консультируют граждан по вопросам опеки и попечительства;
рассматривают обращения граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья  13.    Полномочия районных, городских
                         медицинских объединений в области опеки и попечительства


Районные, городские медицинские объединения в пределах своих полномочий:
выявляют и ведут учет недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;
ведут информационную базу данных о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, предоставляют сведения для внесения в базу данных Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;
предоставляют в хокимият района, города сведения о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, об их устройстве и имуществе для внесения в государственный реестр;
обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;
осуществляют подбор и учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями и соответствующих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям;
готовят необходимые документы для установления опеки или попечительства над недееспособными и ограниченными в дееспособности гражданами;
проводят обследование условий жизни и содержания недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан, а также условий жизни лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями, и составляют об этом акт;
дают хокиму района, города заключение о возможности назначения опекуном или попечителем лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем;
ведут личные дела подопечных;
осуществляют контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации ухода, воспитания и медицинского наблюдения подопечных;
вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, а также в случаях, предусмотренных статьями 29 и 30 настоящего Закона, об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;
взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию соответственно консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным;
консультируют граждан по вопросам опеки и попечительства;
рассматривают обращения граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
Районные, городские медицинские объединения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья  14.    Полномочия районных, городских
                         центров содействия занятости
                         и социальной защиты населения
                         в области опеки и попечительства


Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения в пределах своих полномочий:
выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья;
ведут информационную базу данных о лицах, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, предоставляют сведения для внесения в базу данных Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;
предоставляют в хокимият района, города сведения о лицах, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, об их устройстве для внесения в государственный реестр;
готовят необходимые документы для установления попечительства над лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья;
проводят обследование условий жизни и содержания лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, а также условий жизни лиц, выразивших желание стать попечителями, и составляют об этом акт;
дают хокиму района, города заключение о возможности назначения попечителем лица, выразившего желание стать попечителем;
ведут личные дела подопечных;
осуществляют контроль за исполнением попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения подопечных;
вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении попечительства, а также в случаях, предусмотренных статьями 29 и 30 настоящего Закона, об освобождении либо отстранении попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;
взаимодействуют с правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию соответственно консультативной, правовой, социальной, психологической и медицинской помощи подопечным;
консультируют граждан по вопросам попечительства;
рассматривают обращения граждан по вопросам попечительства и принимают по ним необходимые меры.
Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Глава  3.    Информация о лицах, нуждающихся
                     в установлении над ними опеки
                     или попечительства, и их имуществе


Статья  15.    Предоставление сведений
                        для внесения в государственный
                        реестр


Органы опеки и попечительства ежемесячно предоставляют в хокимият района, города сведения о лицах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, об их устройстве и имуществе для внесения в государственный реестр.
В случае изменения места жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, и его имущественного положения органы опеки и попечительства обязаны в течение семи рабочих дней информировать хокимият района, города об указанных изменениях и направить в орган опеки и попечительства по новому месту жительства данного лица его личное дело. При этом в архиве органа опеки и попечительства должна остаться копия личного дела.

Статья  16.     Предоставление сведений органам
                          опеки и попечительства о выявлении
                          лиц, нуждающихся в установлении
                          над ними опеки или попечительства

Правоохранительные органы, органы записи актов гражданского состояния, органы по труду и социальной защите населения, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, а также органы самоуправления граждан при выявлении лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, в течение семи рабочих дней со дня их выявления в письменной форме направляют сведения о них в органы опеки и попечительства.
В случаях выявления детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий их жизни и содержания в порядке, установленном законодательством.
 


Статья  17.    Обязанности органов опеки
                         и попечительства при выявлении лиц,
                         нуждающихся в установлении над ними     
                         опеки или попечительства, местом
                         жительства которых являются другие
                         области,районы, города Республики     
                         Узбекистан или иная страна

Органы опеки и попечительства в случае выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, местом жительства которых являются другие области, районы, города Республики Узбекистан или иная страна:
предоставляют сведения о выявленных лицах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по месту их фактического нахождения хокимияту района, города для внесения в государственный реестр;
информируют орган опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, о его выявлении;
получают от органа опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, документы, подтверждающие наличие у него родителей или иных родственников, жилого помещения и другого имущества;
содействуют возвращению их по месту жительства.
Органы опеки и попечительства при выявлении лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, местом жительства которых являются другие области, районы, города Республики Узбекистан или иная страна, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья  18.  Ведение государственного реестра

Государственный реестр ведет хокимият района, города.
В государственный реестр вносятся поступающие из органов опеки и попечительства сведения о лицах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, об их устройстве и имуществе.
Порядок создания и ведения государственного реестра и перечень вносимых в него сведений определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава  4.     Установление опеки и попечительства.
                      Назначение опекуна или попечителя


Статья  19.  Установление опеки и попечительства

Опека и попечительство устанавливаются решением хокима района, города.
Опека или попечительство устанавливается по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, а если лицо не имеет определенного места жительства – по месту жительства опекуна или попечителя.

Статья  20.    Установление опеки или попечительства
                        при временном отсутствии родителей
                        по месту жительства


При временном отсутствии родителей по месту жительства, если ребенок оставлен ими на попечение и под надзор родственников или других близких лиц более чем на шесть месяцев, над ребенком устанавливается опека или попечительство данных лиц.
При временном отсутствии родителей по месту жительства менее шести месяцев, когда ребенок оставлен ими на попечение и под надзор родственников или других близких лиц, опека или попечительство устанавливается, если это необходимо в интересах ребенка.

Статья  21.  Назначение опекуна или попечителя

Для исполнения обязанностей по опеке или попечительству решением хокима района, города назначается опекун или попечитель.
Опекунами или попечителями могут быть назначены совершеннолетние граждане и только с их согласия.
Хоким района, города назначает опекуна или попечителя в соответствии с письменным заявлением лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем.
При назначении опекуна или попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность исполнять обязанности, отношения между опекуном, попечителем и подопечным, отношение семьи опекуна или попечителя к подопечному, а также желание самого подопечного.
Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока со дня, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.
В случае если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на соответствующий орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства.
В отношении несовершеннолетних, имеющих родителей, соответствующий орган опеки и попечительства исполняет обязанности опекуна или попечителя со дня установления факта отсутствия попечения их родителей или родственников.
В целях получения сведений о личности лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, орган опеки и попечительства направляет письменный запрос в правоохранительные органы, органы записи актов гражданского состояния, а также учреждения здравоохранения. При этом орган опеки и попечительства требует предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.
Сведения о личности лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, полученные органом опеки и попечительства, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Преимущественное право на назначение опекуном или попечителем имеют родственники лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, независимо от места жительства, лица, в семье которых он проживает, лица, берущие под опеку или попечительство братьев и сестер, не разрывая родственных связей между ними, а также граждане Республики Узбекистан.
Порядок назначения опекуна и попечителя определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья  22.    Лица, которые не могут быть
                         назначены опекунами
                         или попечителями


Не могут быть назначены опекунами или попечителями лица:
лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
бывшие усыновители, если усыновление было отменено за уклонение от исполнения возложенных на них обязанностей или неисполнение их надлежащим образом, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с усыновленными, вследствие хронического алкоголизма или наркомании;
отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей либо за злоупотребление своими правами;
ранее осужденные за умышленное преступление.

Статья  23.    Предварительное назначение
                         опекуна или попечителя


В случаях, если в интересах лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, необходимо немедленно назначить ему опекуна или попечителя, в том числе при отобрании детей у родителей либо лиц, их заменяющих, орган опеки и попечительства вправе принять решение о предварительном назначении опекуна или попечителя сроком на один месяц.
Предварительное назначение опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по заявлению лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также акта обследования органом опеки и попечительства условий его жизни, справки и характеристики от органа самоуправления граждан по месту его жительства.
Предварительно назначенные опекуны или попечители обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени.
Предварительная опека или попечительство прекращается, если до истечения месяца со дня принятия решения о предварительном назначении опекуна или попечителя лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, была избрана та или иная форма устройства, либо временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем.

Статья  24.    Назначение лицу нескольких
                         опекунов или попечителей


Исходя из законных интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, решением хокима района, города ему может быть назначено несколько опекунов или попечителей.
При назначении нескольких опекунов или попечителей защита прав, свобод и законных интересов подопечного осуществляется одновременно всеми опекунами или
попечителями. В случае, если ведение личного дела подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.
При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечному ухода и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его содержанию, воспитанию и образованию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с заключением органов опеки и попечительства об их назначении.
В случае возникновения противоречий между интересами подопечного и одновременно всеми опекунами или попечителями, а также между опекунами или попечителями при исполнении ими своих обязанностей орган опеки и попечительства исполняет обязанности опекуна или попечителя до разрешения возникших противоречий.

Статья  25.    Назначение одного и того же лица
                         опекуном или попечителем нескольких
                         подопечных


При необходимости, исходя из законных интересов подопечных, решением хокима района, города одно и то же лицо может быть назначено опекуном или попечителем нескольких подопечных.
В решении хокима района, города о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных должны быть указаны причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо.
В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при исполнении им своих обязанностей орган опеки и попечительства исполняет обязанности опекуна или попечителя до разрешения возникших противоречий.

Статья  26.    Назначение опекуна или попечителя
                         несовершеннолетним по заявлению
                         их родителей или самих
                         несовершеннолетних


Опекун или попечитель может быть назначен решением хокима района, города на основании заявления родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица и срока действия полномочий опекуна или попечителя.
Родители несовершеннолетних детей в связи с состоянием своего здоровья могут определить опекуна или попечителя детям, если имеется его согласие. Заявление родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя подается в орган опеки и попечительства по месту жительства детей.
Заявление родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя должно быть собственноручно подписано родителями с указанием даты составления этого заявления и нотариально удостоверено.
Родители вправе отменить или изменить поданное заявление о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя путем подачи нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства детей.
Попечитель несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен решением хокима района, города по заявлению несовершеннолетнего с указанием конкретного лица.
Хоким района, города принимает решение об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего либо самим несовершеннолетним, достигшим возраста четырнадцати лет, только в случае, если такое назначение противоречит законодательству либо законным интересам несовершеннолетнего.

Статья  27.    Назначение опекуна или попечителя
                         несовершеннолетнему, имеющему
                         родителей, не лишенных родительских
                         прав


Опекун или попечитель может быть назначен несовершеннолетнему, имеющему родителей, не лишенных родительских прав, если органом опеки и попечительства будет установлено, что нахождение его с родителями не отвечает его законным интересам и существует непосредственная угроза его жизни или здоровью.
В период нахождения несовершеннолетнего под опекой или попечительством орган опеки и попечительства взаимодействует с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по вопросам проведения социально-педагогической реабилитации семьи и возврата несовершеннолетнего в семью в случае, если это не противоречит его законным интересам.

Глава  5.    Прекращение опеки и попечительства.
                    Освобождение и отстранение опекуна
                    и попечителя от исполнения своих
                    обязанностей


Статья  28.    Основания прекращения опеки
                         и попечительства


Опека прекращается в случаях:
смерти подопечного;
достижения несовершеннолетним четырнадцати лет;
возвращения несовершеннолетнего родителям;
усыновления (удочерения) подопечного;
восстановления дееспособности гражданина судом.
С прекращением опеки по достижении несовершеннолетним четырнадцати лет лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без назначения в установленном порядке.
Попечительство прекращается в случаях:
смерти подопечного;
достижения подопечным совершеннолетия;
возвращения подопечного родителям;
усыновления (удочерения) подопечного;
отмены решения суда об ограничении дееспособности гражданина;
объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
вступления подопечного в брак;
улучшения здоровья лица, нуждающегося в установлении над ним попечительства по состоянию здоровья.
Временное пребывание подопечного в воспитательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Статья  29.     Освобождение опекуна или попечителя
                          от исполнения своих обязанностей


Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей согласно его заявлению.
Попечитель по требованию подопечного подлежит освобождению от исполнения своих обязанностей.
Решение об освобождении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей принимается хокимом района, города на основании ходатайства органа опеки и попечительства.
В случае освобождения от исполнения обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, с учетом желания подопечного ему назначается другой опекун или попечитель либо определяется иная форма устройства в порядке, установленном законодательством.
В случае освобождения от исполнения обязанностей попечителя над совершеннолетним дееспособным гражданином, нуждающимся в установлении над ним попечительства по состоянию здоровья, с согласия подопечного в качестве попечителя назначается другое лицо.
Лицо, исполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно об освобождении его от исполнения своих обязанностей, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в порядке, установленном законодательством.

Статья  30.     Отстранение опекуна или попечителя
                          от исполнения своих обязанностей


Решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения либо злоупотребления своими правами принимается хокимом района, города на основании ходатайства органа опеки и попечительства.
При использовании опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей в корыстных или других низменных целях, при оставлении подопечного без надзора или необходимой помощи органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры для привлечения его к ответственности в установленном порядке.
В случае отстранения от исполнения обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, с учетом желания подопечного ему назначается другой опекун или попечитель либо определяется иная форма устройства в порядке, установленном законодательством.
В случае отстранения от исполнения обязанностей попечителя над совершеннолетним дееспособным гражданином, нуждающимся в установлении над ним попечительства по состоянию здоровья, с согласия подопечного в качестве попечителя назначается другое лицо.
Лицо, исполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно об отстранении его от исполнения своих обязанностей, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в порядке, установленном законодательством.

Глава  6.    Права и обязанности опекунов
                     и попечителей. Права подопечных


Статья  31.    Права опекунов и попечителей

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени или в их интересах все необходимые сделки.
Попечители являются законными представителями подопечных и оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Опекуны и попечители вправе:
самостоятельно определять способы воспитания подопечного с учетом его мнения и рекомендаций органов опеки и попечительства;
требовать в судебном порядке возврата подопечного от любого лица, в том числе от родителей и других близких родственников, удерживающих его у себя без законных оснований;
получать правовую, методическую, диагностическую и консультативную помощь по содержанию, воспитанию, образованию и охране здоровья подопечного;
совершать сделки, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно, в порядке, установленном законодательством;
обращаться за необходимой социальной помощью в органы опеки и попечительства, образовательные учреждения, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации;
обращаться в учреждения здравоохранения для получения путевок в лечебные, санаторно-курортные учреждения для лечения и восстановления здоровья подопечного.
Опекуны и попечители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению подопечного с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает законным интересам подопечного.
Опекун или попечитель, его супруг (супруга) и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при ведении судебных дел между подопечным и супругом (супругой) опекуна или попечителя, его близкими родственниками.

Статья  32.  Обязанности опекунов и попечителей

Опекуны и попечители обязаны:
извещать орган опеки и попечительства о перемене своего места жительства;
воспитывать подопечного, заботиться о его содержании, здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также защищать его права, свободы и законные интересы;
обеспечивать условия для получения подопечным дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального образования;
принимать необходимые меры по истребованию алиментов, выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат в соответствии с законодательством;
заботиться о переданном им имуществе подопечного, не допускать уменьшения стоимости имущества и не способствовать извлечению из него прибыли;
в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Закона, получать разрешения органов опеки и попечительства при совершении действий, затрагивающих имущественные права подопечных;
использовать доходы от управления имуществом и иные имеющиеся средства подопечного на его содержание;
обеспечивать уход, медицинское наблюдение и лечение подопечного в лечебно-профилактических учреждениях;
предоставлять органам опеки и попечительства отчеты об исполнении своих обязанностей;
информировать органы опеки и попечительства о помещении подопечного на стационарное лечение;
обращаться в суд с заявлением о признании подопечного дееспособным, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали;
проживать совместно со своим несовершеннолетним подопечным.
Изменение места жительства попечителя при совместном проживании с подопечным осуществляется с письменного разрешения органа опеки и попечительства и согласия самого несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет.
Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста шестнадцати лет, допускается с письменного разрешения органов опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании, содержании и образовании, защите прав, свобод и законных интересов подопечного. При раздельном проживании с подопечным попечитель обязан осуществлять контроль за условиями его проживания, образования, защищать его от отрицательного воздействия окружающих.
При отсутствии жилого помещения несовершеннолетнего подопечного опекун или попечитель обязан принять меры по его получению в соответствии с жилищным законодательством.
Попечители ограниченных в дееспособности граждан обязаны принимать необходимые меры по защите их от употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, курения.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.
Опекуны и попечители могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья  33.  Права подопечных

Подопечные имеют право на:
уважительное и гуманное отношение к себе;
заботу об их содержании, воспитании, образовании и здоровье;
защиту своих прав, свобод и законных интересов;
получение от органов опеки и попечительства информации о своих правах и услугах, которые могут быть им предоставлены, а также способах и средствах защиты своих прав;
получение необходимой помощи и поддержки для реализации прав на образование, охрану здоровья, социальную защиту, а также иных прав, содействующих их гармоничному физическому, интеллектуальному и духовному развитию;
общение с родителями и другими близкими родственниками, если это не противоречит их правам и законным интересам;
обеспечение конфиденциальности информации, касающейся их частной жизни;
обеспечение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а также имущественных прав, основанных на факте родства с родителями и другими родственниками;
обращение в орган опеки и попечительства, а также в суд по поводу неправомерных действий (бездействия) опекуна или попечителя.
Несовершеннолетние подопечные имеют право на совместное проживание с опекуном или попечителем.
Подопечные могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Глава  7.  Защита имущественных прав подопечных

Статья  34.  Имущественные права подопечных

Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Имущество может принадлежать подопечным, опекунам, попечителям на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным законом.
Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.
Опекунам или попечителям запрещается пользоваться имуществом подопечных в своих интересах.

Статья  35.  Управление имуществом подопечного

Управление имуществом подопечного устанавливается по месту нахождения имущества.
Опекуны вправе вносить денежные средства подопечного в банки и иные кредитные организации. Расходование опекуном денежных средств подопечного, внесенных в банки и иные кредитные организации, осуществляется с письменного разрешения органов опеки и попечительства только на содержание подопечного.
Попечители лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, с согласия подопечного совершают бытовые или иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, а также осуществляют управление имуществом подопечного в порядке, установленном законодательством.
Не допускается совершение договора дарения от имени подопечного.
В случае отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим либо по принятии наследства отменяется управление над имуществом.

Статья  36.  Охрана имущества подопечного

Опекуны или попечители обязаны принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в течение трех рабочих дней со дня установления опеки или попечительства.
В случае необходимости попечители ограниченных в дееспособности граждан и совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, вправе принять имущество подопечного по их просьбе согласно описи.
Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей соответствующего органа самоуправления граждан, а также подопечного.
При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать и иные заинтересованные лица.
Опись имущества подопечного составляется в трех экземплярах и подписывается лицами, присутствовавшими при составлении описи имущества. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, второй экземпляр хранится в личном деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства, а третий направляется в хокимият района, города для внесения соответствующих сведений в государственный реестр.
При необходимости, если этого требуют законные интересы подопечного, опекун или попечитель обязан подать в суд заявление об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного.
Опекуны и попечители обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечного, не допускать уменьшения стоимости имущества и не способствовать извлечению из него прибыли. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в установленном порядке.


Статья  37.    Разрешения органов опеки
                         и попечительства при совершении
                         опекуном или попечителем действий,
                         затрагивающих имущественные
                         права подопечных


Опекуны вправе с разрешения органов опеки и попечительства:
совершать от имени подопечного сделки, подлежащие нотариальному удостоверению;
производить раздел имущества;
сдавать имущество подопечного в залог или аренду на срок не более одного года;
производить обмен жилого помещения подопечного;
отказываться от имени подопечного от наследства и (или) дара.
Разрешение органов опеки и попечительства требуется во всех случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в частности, при:
отказе от иска, поданного в интересах подопечного;
заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;
заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.
Разрешение органа опеки и попечительства требуется также в случае выдачи доверенности от имени подопечного.
Орган опеки и попечительства может отказать в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю не позднее чем через пятнадцать дней со дня подачи заявления о предоставлении такого разрешения.

Статья  38.    Последствия заключения договора
                        от имени подопечного без получения
                         разрешения органа опеки
                         и попечительства


При обнаружении факта заключения опекуном или попечителем договора от имени подопечного без получения разрешения органа опеки и попечительства орган опеки и попечительства обязан незамедлительно обратиться в интересах подопечного в суд.
При признании недействительным договора, заключенного от имени подопечного без получения разрешения органа опеки и попечительства, имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и порядке, определенным законодательством.

Статья  39.    Возмещение имущественного вреда,
                         причиненного опекуном
                         или попечителем


Органы опеки и попечительства обязаны, а по прекращении опеки или попечительства дееспособное лицо, состоявшее под опекой или попечительством, вправе требовать от опекуна или попечителя возмещения имущественного вреда, причиненного подопечному неправомерными действиями (бездействием), в полном объеме.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий (бездействия), повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другие) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении имущественного вреда, причиненного подопечному.

Статья  40.  Назначение пособия подопечному

Расходы опекуна или попечителя по содержанию подопечного возмещаются из средств подопечного, а в случае недостаточности этих средств органы опеки и попечительства обращаются в соответствующие органы с целью назначения пособия на его содержание в порядке, установленном законодательством.

Глава  8.    Контроль в области опеки
                     и попечительства


Статья  41.    Контроль за деятельностью органов
                         опеки и попечительства


Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и их должностных лиц осуществляют уполномоченные законодательством государственные органы и должностные лица.

Статья  42.    Контроль за исполнением
                         обязанностей опекунов и попечителей


Контроль за исполнением обязанностей опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо опекунов или попечителей.
Подопечные вправе обжаловать действия (бездействие) опекуна или попечителя в соответствующий орган опеки и попечительства либо в суд.
Лица, которым стало известно о непосредственной угрозе жизни или здоровью подопечных, о нарушении их прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или в правоохранительные органы. При получении указанных сведений органы опеки и попечительства и правоохранительные органы обязаны принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов подопечного.

Статья  43. Отчет опекуна и попечителя

Опекун и попечитель обязаны представлять отчет об исполнении своих обязанностей в орган опеки и попечительства в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья  44.    Возмещение вреда, причиненного
                         подопечному


Вред, причиненный подопечному в результате неправомерных решений органов опеки и попечительства либо действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

Статья  45.    Обжалование решений хокима
                         района, города, органов опеки
                         и попечительства


Решения хокима района, города по установлению и прекращению опеки или попечительства, об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей, органов опеки и попечительства о предварительном назначении опекуна или попечителя могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд.
 

Статья  46.    Обжалование неправомерных
                         действий (бездействия) опекуна
                         и попечителя


Неправомерные действия (бездействие) опекуна и попечителя могут быть обжалованы в соответствующий орган опеки и попечительства или в суд подопечным, государственными органами и учреждениями, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами по месту жительства подопечного.

Глава  9.  Заключительные положения

Статья  47.  Разрешение споров

Споры в области опеки и попечительства разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья  48.    Ответственность за нарушение
                         законодательства об опеке
                          и попечительстве


Лица, виновные в нарушении законодательства об опеке и попечительстве, несут ответственность в установленном порядке.

Статья  49.    Приведение законодательства
                         в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья  50.    Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Узбекистан
И. Каримов

город Ташкент,
2 января 2014 года
№ ЗРУ–364


Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан