Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

O'zbekcha | Русский | English | Francais | Deutsch | Espanol | Arabian | Chinese

 
 

o'zb | рус | eng

Комиссия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по контролю за деятельностью органов прокуратуры

За истекшие годы в Узбекистане осуществлена значительная по масштабам работа в сфере реформирования, последовательной либерализации и демократизации судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности в стране, надежной защиты прав и свобод граждан.

Реализуемые реформы по укреплению независимости и самостоятельности судов, демократизации всех отраслей законодательства, а также повышению эффективности правоохранительной системы в обеспечении правопорядка, мирной и спокойной жизни в стране дают свои практические результаты и положительно оцениваются авторитетными международными организациями, ведущими аналитическими центрами и экспертами зарубежных стран.

Одним из решающих условий дальнейшего продвижения осуществляемых сегодня реформ по формированию демократического правового государства, ускорению развития и обеспечению надежной защиты частной собственности и предпринимательства является всемерное укрепление законодательной базы и безусловное исполнение и обеспечение верховенства законов, растущее правовое сознание людей.

Важнейшая роль в эффективной реализации указанных мер принадлежит органам прокуратуры, на которые в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан возложены задачи«по надзору за точным и единообразным исполнением законов», предупреждению и профилактике правонарушений.

Вместе с тем, надо признать, что в формировании и реализации установленной Конституцией страны «подотчетности органов прокуратуры Сенату Олий Мажлиса» не налажен действенный механизм парламентского контроля за деятельностью Генеральной прокуратуры и ее органов на местах.

Исходя из этого, а также в целях дальнейшего совершенствования организационно-правовых механизмов осуществления парламентского контроля за деятельностью органов прокуратуры, повышения эффективности их работы по обеспечению верховенства закона и законности в стране, надежной защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 31 марта 2016 г. № ПС-81–III сформирована Комиссия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по контролю за деятельностью органов прокуратуры.

Члены Комиссии избираются Сенатом из числа сенаторов на срок его полномочий в составе пятнадцати человек, в том числе не менее одного члена из Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

Комиссию возглавляет председатель, избираемый членами Комиссии из числа ее членов.

Основными задачами Комиссии являются:

осуществление системного парламентского контроля за деятельностью органов прокуратуры, эффективностью выполнения возложенных на них задач по обеспечению верховенства закона и законности, защиты прав и свобод граждан;

всестороннее изучение и обобщение правоприменительной практики органов прокуратуры с целью выявления и устранения системных недостатков и правонарушений в их деятельности;

выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность органов прокуратуры, а также правоприменительной практики и методов их работы.

В целях выполнения возложенных на нее задач Комиссия осуществляет следующие функции:

изучает систематическое и безусловное выполнение органами прокуратуры принципов, положений и задач, утвержденных в Законе «О прокуратуре»;

изучает с выездом на места эффективность выполнения возложенных на органы прокуратуры задач и функций, анализирует возникающие проблемы в их деятельности;

заслушивает должностных лиц органов прокуратуры по вопросам, входящим в их ведение, в том числе по итогам контрольных мероприятий Комиссии;

направляет материалы контрольных мероприятий, решения Комиссии в органы прокуратуры и иные органы для принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков и проблем в их деятельности;

вырабатывает предложения по устранению причин и условий, способствующих системным недостаткам и правонарушениям в деятельности органов прокуратуры, дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность органов прокуратуры, а также их правоприменительной практики, методов работы.

Комиссия вправе:

запрашивать у Генеральной прокуратуры, государственных органов и других организаций, должностных лиц документы, экспертные заключения, обобщения, аналитические, статистические и другие данные;

вносить в установленном порядке предложения о направлении парламентского запроса должностным лицам органов прокуратуры;

взаимодействовать с комитетами (комиссиями) палат Олий Мажлиса, государственными органами, научными учреждениями, негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информации;

привлекать представителей государственных органов, научных учреждений и негосударственных некоммерческих организаций в ходе подготовки и проведения контрольных мероприятий.

Комиссия не вправе:

изучать ход рассмотрения и разрешения конкретных дел и материалов проверок, ревизий, дознания и предварительного следствия, административных, уголовных, гражданских и хозяйственных дел;

вмешиваться в проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе запрашивать сведения и материалы оперативно-розыскного производства;

рассматривать по существу обращения юридических и физических лиц, за исключением предложений по совершенствованию законодательства и деятельности органов прокуратуры.

В ходе реализации возложенных задач Комиссия обращает  особое внимание на изучение и контроль таких направлений деятельности органов прокуратуры, как:

надзор за исполнением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, хокимами и другими должностными лицами;

надзор за исполнением законов, направленных на обеспечение прав и свобод граждан, в том числе субъектов предпринимательства;

участие в законотворческой деятельности и работе по повышению правовой культуры в обществе.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основании утверждаемых Кенгашем Сената годовых планов работы и проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В повестку дня заседания Комиссии, как правило, включается рассмотрение вопросов о деятельности органов прокуратуры поочередно в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

Комиссия два раза в год отчитывается перед Кенгашем Сената о ходе выполнения поставленных перед ней задач.

Для организационного и информационно-аналитического обеспечения деятельности Комиссии в структуре аппарата Сената образуется Секретариат Комиссии с общей предельной численностью управленческого персонала в количестве 5 ед.

СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан "Об образовании Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по контролю за деятельностью органов прокуратуры"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан "О Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по контролю за деятельностью органов прокуратуры"

<< Назад

О сайте Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Адрес: 100078, Ташкент, Мустакиллик майдони, 6
Телефон: +998 (71) 238-2638
E-mail: senat@tps.uz